РФ: Перспективный элемент

energia-condensatorВ 2008 году в елецком ОАО «Энергия» впервые в России начался выпуск отечественных электрохимических конденсаторов. Современный источник накопительной энергии, способный мгновенно отдавать большой ток, — детище ученых ЗАО «Элтон» из подмосковного Троицка, а осуществление проекта стало результатом совместных коллективных усилий двух предприятий.

Само устройство прежде всего ориентировано на внутренний рынок и представляет большой интерес для транспортной отрасли страны. По мнению специалистов, для нее открывается новая эра. Однако достоинства нашего ноу-хау первыми оценили американские водители. Даже мировой финансово-экономический кризис не уменьшил объемы заказов из США.

В чем преимущество созданного устройства, и почему им не комплектуется российский транспорт? За ответом на эти и другие вопросы наш корреспондент отправился в ОАО «Энергия».

Дальнобойщики всегда в пути. В Америке они колесят в кабине, напичканной бытовой техникой, от холодильника и электроплиты до телевизора, что требует большого энергопотребления. Там четко установлено: после 300 — 400 миль надо останавливаться на отдых. Чтобы не расходовать лишнее топливо и не губить атмосферу выхлопными газами — за что у американцев предусмотрены большие штрафы — шофер выключает двигатель. И начинает действовать аккумулятор.

На российских просторах с нашими затяжными холодами водитель вынужден оставлять двигатель в рабочем состоянии. «А что делать? — говорили нам на одном из автопредприятий. — Если с вечера отключить, утром машина будет «мертвая». Масло застывает. Чтобы провернуть коленчатый вал, нужен большой ток — аккумулятор не потянет. Так что как завел шофер машину с осени, так и будет «молотить» до мая, хоть в автопарке, хоть на стоянке. Солярка без толку горит, оборудование изнашивается. Какая уж тут экономия… Эта проблема давняя».

Неоднократно предпринимались попытки создать отечественный аналог зарубежной «подушки безопасности» для аккумулятора, способный мгновенно отдавать большую энергию и быстро заряжаться для последующей работы. Занималась такой темой и специальная группа конструкторов в ОАО «Энергия». Были даже изготовлены опытные образцы угольного суперконденсатора, но проводившиеся испытания показали его нежизнеспособность. Противоядия агрессивной кислотной среде найти не удалось.

И хотя завод взял паузу, но от самой идеи не отказался. Стали искать ученых, чтобы пригласить в Елец для совместной работы. Так сказать, соединить бездумно разорванную в 90-е прошлого века связь науки с производством. Как уже сказано, единомышленников нашли в Троицке. Когда встретились, выяснилось, что на начальном этапе теоретики тоже не избежали ошибки практиков, пойдя по кислотному варианту. Отказались. А когда взяли за основу щелочной электролит и никелевую ленту, получили первый в России электрохимический конденсатор двойного действия.

Главный инженер ОАО «Энергия» Михаил Каменцев рассказал нам про его огромные преимущества. Его технические характеристики в два раза выше, чем у кислотных аналогов. В числе главных достоинств — большая емкость отдачи энергии и способность в течение всего 10 — 15 минут вновь накапливать ее, подзарядившись даже от «хилого», то есть разряженного аккумулятора. Конденсатор в считанные секунды запускает двигатель.

В отличие от обычного аккумулятора, который водители «гоняют», заряжая сутки-двое, и в котором уже через пару лет осыпаются пластины, а значит, надо покупать новый — срок службы электрохимического конденсатора составляет десять лет, он дает от пятисот тысяч до одного миллиона циклов «заряд-разряд». Но самостоятельно конденсатор не используется, их собирают в компактные модули, состоящие из взаимозаменяемых пакетов, и устанавливают в машине параллельно аккумулятору.

Первые заказы к разработчикам пришли из США. Появились и другие адреса потребителей, но самой фирме из Троицка с ее маломощным производством оказалось не по силам организовать выпуск продукции в полном объеме. Ельчане предложили свою базу и квалифицированные кадры. Договорились не просто работать вместе, а и развивать взаимовыгодное сотрудничество, внедрять новые разработки ученых на площадях завода. Оборудование из Троицка переехало в Елец, и в 2007 году в ОАО «Энергия» появился небольшой участок по изготовлению электрохимических конденсаторов, который возглавил Анатолий Недилько.

— Процесс сложный, требует грамотного технического подхода и ошибок не прощает, — рассказал он. — Чтобы понять принцип работы нового изделия и обеспечить требуемые характеристики, мы ездили учиться в Троицк, потом обучали коллег на месте. За год освоились полностью, а с 2008 года обеспечиваем заказы наших партнеров.

Но ноу-хау с трудом пробивает себе дорогу в России, несмотря на призывы руководителей государства активнее использовать достижения научно-технического прогресса. Мешает, считают на заводе, наша инертность, стереотип мышления и нежелание сойти с наезженной колеи. Область же применения модульных конденсаторов огромна, особенно на автомобильном транспорте, что, учитывая продолжительность холодного периода на огромной российской территории, принесет немалую экономию топлива и продлит срок службы техники. Разработанную новинку можно использовать в метро, на железнодорожных перегонах, в тяжелых тягачах у военных. В той же Америке такие накопители энергии ставят на случай перепада напряжения в сети или отключения электричества, когда требуется мгновенно переключиться на аварийное освещение, например, в хирургическом блоке во время операции.

Переговоры ведутся с московским заводом «Прожектор», с конвейера которого сходит тяжелая техника. Заинтересовались новым изделием и в Саратове, где в ходе проведенных испытаний убедились, что даже в случае отсутствия электричества благодаря модульному накопителю электротранспорт может двигаться еще не менее пяти километров. Конструкторы уже заложили устройство в новые троллейбусы, выпускаемые на саратовском заводе.

По словам главного инженера ОАО «Энергия» Михаила Каменцева, сегодня завод делает ставку на развитие перспективного производства конденсаторных модулей. Участок по их выпуску дает большую отдачу, здесь выработка на одного работающего в два раза выше, чем в других цехах. К концу года он переедет в четырехэтажный корпус, где, несмотря на нынешние трудности, продолжается реконструкция, закупается оборудование. С вводом в эксплуатацию нового цеха в 10 — 15 раз увеличится количество рабочих мест. Ельчане готовы обеспечить не только российских потребителей, но и поставлять современную продукцию в ближнее и дальнее зарубежье.

Метки:: , , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

1 отзыв Ваш отзыв

  1. У нас на Первом гоночном автомобиле в России с гибридным приводом стоят эти суперконденсаторы- отлично себя показали! Спасибо компании Элтон за поддержку!

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

При равной цене какой аккумулятор Вы бы поставили на свой японский автомобиль (1 вариант ответа)?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!