Метрополь: что ждать от автомобильного рынка в 2010 году?

Российский автомобильный рынок завершает 2009 г. со слабыми результатами. По нашим оценкам, объем рынка за этот период сократится на 50% до 1.5-1.6 млн. автомобилей. Главной причиной падения объема продаж стало существенное сокращение объемов выдачи кредитов на покупку автомобилей.

Так, по оценкам агентства Автостат, реализация автомобилей в кредит в первом полугодии 2009г. сократилось на 80% в годовом выражении до 130-150 тыс. автомобилей. В то же время продажа автомобилей за наличный расчет сократилась на 20%.

Резкий спад продаж не привел к краху российской автомобильной промышленности, активную поддержку которой оказало правительство. В частности, АвтоВАЗу было обещано 50 млрд. руб., 12 млрд. руб. из которых – на пополнение оборотных средств и оплату кредиторской задолженности – скорее всего поступят уже до конца 2009 г. Вместе с финансовой поддержкой правительство выступало активным лоббистом интересов российских автопроизводителей на международном уровне, что выражалось как в стремлении приобрести немецкий концерн Opel, так и в скорейшей передаче современных технологий российскому АвтоВАЗу французским концерном Renault.

Согласно нашему базовому сценарию рост российского ВВП в 2010г. составит 4%, а автомобильный рынок увеличится на 9-11% в годовом выражении до 1.7-1.8 млн. штук. Причем в первом полугодии годовые темпы роста могут оказаться ниже, чем во втором полугодии.

Мы ожидаем ускорение темпов роста во втором полугодии вследствие более активного восстановления темпов роста экономики и улучшения благосостояния населения. Однако наш прогноз может быть существенно скорректирован в сторону увеличения, если цена на нефть продолжит устойчивый рост и приведет к более сильному улучшению макроэкономических показателей.

Основные факторы спроса на новые легковые автомобили – рост покупательной способности и благосостояния граждан, а также экспорт в СНГ – вряд ли ранее 2011г. смогут оказать серьезное влияние на спрос. Напомним, что в отличие от покупки предметов повседневного спроса приобретение автомобиля подразумевает определенный размер накоплений, а также благоприятные ожидания в отношении будущих доходов (если автомобиль приобретается в кредит). Следовательно, мы ожидаем некоторый временной лаг от момента начала восстановления экономики до начала роста спроса на автомобили.

Вследствие того, что фундаментальные факторы спроса низкоэластичны, мы ожидаем быстрый позитивный эффект от искусственных факторов стимулирования спроса – привлекательных условий потребительского банковского кредитования и запуска программы утилизации старых автомобилей.

Стабильность курса рубля и новые совместные кредитные продукты между банками и автопроизводителями должны стимулировать объем кредитного рынка. Мы полагаем, что уже в 2010г. ставки по автокредитам могут оказаться в докризисном диапазоне 9-15%.

Мы ожидаем от правительства продления действия программы субсидирования процентных ставок на 2010г. По расчетам Минпромторга, за 2009г. по программе льготного автокредитования будет продано около 120 тыс. автомобилей. По нашим оценкам в 2010г. объем продаж по этой программе может возрасти до 180 тыс. автомобилей.

С февраля 2010г. в России в тестовом режиме будет запущена программа компенсационных выплат за утилизацию автомобилей старше 10 лет. Предполагается, что собственнику утилизируемого транспортного средства будет выдаваться сертификат в размере 50 тыс. руб., который можно будет использовать при приобретении нового автомобиля российской сборки. Мы считаем, что эта программа окажется популярной у населения, поскольку ее участникам удастся сэкономить 8-20% стоимости нового автомобиля. Реализация этой программы должна обеспечить спрос на 200 тыс. автомобилей российской сборки и обеспечить до 12% суммарного спроса. Мы полагаем, что реализация этой программы окажет больший положительный эффект на продажи АвтоВАЗа, чем на продажи автомобилей зарубежных марок, производимых в России.

Дополнительным фактором спроса станут традиционные госзакупки, объем которых, по данным министра промышленности и торговли Виктором Христенко, в 2010г. предварительно составит 20 млрд. руб. против 32 млрд.руб. в 2009 г. Мы ожидаем, что от государственных закупок в основном выигрывают АвтоВАЗ и Группа ГАЗ, которые традиционно выигрывают государственные тендеры.

События на 2010г.

В качестве главного события на 2010г. мы выделяем принятие правительством России программы развития автопрома до 2020г., которое должно произойти в первом квартале 2010г. Эта программа должна задать «правила игры» российским автопроизводителям на ближайшие 10 лет. Правительство должно будет выбрать из трех сценариев, предложенных Boston Consulting Group, тот, который отвечает национальным интересам и является экономически обоснованным.

Напомним, что согласно сценарию «партнерство» государство должно ограничить доли иностранных компаний в предприятиях автопрома 50%, субсидировать кредитные ставки для автопрома и финансировать 50% инвестиций на НИОКР, а также обязывать производителей локализовывать производство ключевых компонентов.

Мы полагаем, что правительство более расположено к принятию этого сценария, либо сценария «крупный экспортер», призванного обеспечить большую защиту ведущим национальным производителям – АвтоВАЗу, ГАЗу, КАМАЗу – от конкурентов, импортирующих автомобили. Между тем в долгосрочной перспективе зарубежные компании, имеющие производство в России (такие как Renault, Toyota, VW и др.) могут укрепить свои позиции на российском рынке, в том случае если российские заводы не смогут модернизировать производства и представить конкурентоспособные модели.

Метки:: , , , , , , , , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

Как влияет вторичное использование в производстве материалов от переработанных аккумуляторных батарей (пластика и свинца) на качество новых батарей? (1 вариант ответа)

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!