Обзор рынка новых легковых автомобилей Казахстана по итогам 2009 года

В 2009-м году Казахстан вошел в число развивающихся стран, чей автомобильный рынок перенес наиболее глубокий спад потребительской активности, обусловленный замедлением роста национальной экономики. За 12 месяцев минувшего года, автопроизводителями, официально представленными на территории республики, было реализовано 17 878 новых автомобилей, или на 51,5% меньше, чем в 2008 году.

В то же время, показатели сбыта в декабре 2009 г. позволяют предположить, что 2009 год стал нижней точкой потребительского спроса за период рыночной депрессии, начавшейся в IV квартале 2007 г. В последний месяц года казахстанскими дилерами было продано 2 330 автомобилей, что на 56,4% выше среднемесячного уровня продаж в отчетном году.

Особенно обнадеживающе итоги декабря выглядят на фоне покупательской активности в ноябре – прирост составил 79,9%. Причем данный скачок нельзя списать на сезонный “слив” бюджетных средств, характерный для конца финансового года: даже в менее драматичном 2008 году рост сбыта в декабре к ноябрю был равен лишь 13,6%, а в 2007-м продажи и вовсе сократились на 14,5%. Добавим, что в 2009-м году действовал запрет на покупку служебных автомобилей госорганами и бюджетная экономия, как в частном, так и государственном секторе, достигла пика. Таким образом, декабрьский всплеск следует расценивать как предвестие рыночного оживления, лишь отчасти спровоцированное ожиданием ввода единого таможенного тарифа на импорт автомобилей.

Структура рынка в разрезе брендов

В декабре по отношению к ноябрю 2009 г. рост продемонстрировали практически все марки, за исключением Fiat и Ford, не продавших ни одного автомобиля, а также Renault и Opel, незначительно превысивших нулевую отметку.

По итогам года статистический рост продаж зафиксировали лишь три бренда. Наиболее внушительный рывок совершили дилеры Suzuki, реализовавшие 434 автомобиля, что на 56,1% выше прошлогоднего результата. Как следствие рыночная доля японской марки расширилась более чем втрое.

На фоне низких продаж в 2008 году 50,3%, в 2009-м прибавил Mercedes-Benz (251 а/м в 2009г. против 167 в 2008 г.) – главным образом, за счет сбыта техники коммерческого назначения. Плюс 11,6% в свой актив получил импортер BMW – прирост продаж 7-й серии и X6 позволил ему продать 164 автомобиля.

В “положительной территории” оказались также Cadillac и Opel, но лишь потому, что продажи этих марок фактически стартовали в 2009 г.

Все другие марки продемонстрировали отрицательную динамику продаж. Однако, можно говорить об автопроизводителях, которым кризис нанес наименьший ущерб. Так, Audi закрыл год на казахстанском рынке с падением на 16,5% (76 проданных а/м), а продажи Porsche и Skoda сократились на равную величину – 24,4%. При этом рыночная доля чешских автомобилей казахстанской сборки увеличилась более чем наполовину.

Основными жертвами спада на отечественном рынке стали дилеры Fiat (минус 84% к объемам продаж 2008 г.), Ford (минус 83,8%), KIA (минус 77,2%), Volkswagen (минус 69,2%) и Hyundai, потерявший 68,1% от результата предшествующего года. Стоит отметить, что в связи с началом сборки корейской KIA на мощностях “АЗИЯ АВТО” у марки возникают серьезные предпосылки для изменения своей рыночной позиции в 2010 г. – за счет демократичных отпускных цен, анонсированных казахстанским автозаводом, и смены дистрибьютора.

Все упомянутые драматические перемены не пошатнули тройки фаворитов отечественного рынка. Список наиболее популярных марок по-прежнему возглавляет российский АВТОВАЗ – в отчетный период его продукция нашла 3 681 покупателя. На второй позиции – Toyota с показателем 3 006 реализованных автомобилей. Третье место за дилерами УАЗа: 2 328 автомобилей за 2009 г.

Успешное участие в тендерах на госзакупки и активный сброс цен, связанный с затовариванием складов московской компании “Рольф”, поставляющей автомобили казахстанским дилерам, позволил бренду Mitsubishi подняться с пятого на 4-ое место и завершить год с результатом 2 073 а/м. Место Mitsubishi в пятой строчке занял узбекский автопром — под маркой Daewoo было продано 1 403 единицы транспорта.

Со значительным отставанием от них на 6-й позиции расположился дилер Nissan, в отчетности которого значатся 675 автомобилей. Вплотную к нему приблизился Chevrolet – с учетом сбыта Chevy Niva в 2009 году в Казахстане было продано 668 автомобилей американской марки.

Volkswagen, шестой номер продаж 2008 года, сократил сбыт более чем втрое, до 664 а/м, и спустился на две строки вниз. Такое же перемещение в брендовом “табеле о рангах” – с седьмого на 9-е место – постигло Hyundai: продукции корейского производителя отдали предпочтение 653 казахстанца.

Сместив Subaru, TOP-10 наиболее популярных марок замыкает еще один бренд казахстанской сборки – с результатом 563 а/м 2009 год закрыла Skoda.

Структура рынка в разрезе моделей

Предпочтения казахстанцев в отношении конкретных моделей претерпели более разительные трансформации, чем распределение сил между производителями. Первая четверка осталась нетронутой – наиболее популярными остаются автомобили, производимые в России, Казахстане и Узбекистане.

2 225 проданных авто сохранили за “старым” модельным рядом УАЗа репутацию наиболее ходового товара на отечественном рынке. На втором месте – ВАЗовская “семерка”, нашедшая 1 257 покупателей. “Бронза” принадлежит Lada 4×4 (бывшая “Нива”), собираемой в Усть-Каменогорске (1 051 а/м). На четвертой строчке продукт узбекских автомобилестроителей Daewoo Nexia (906 а/м).

Более чем трехкратное снижение продаж Toyota Camry (до 458 единиц) вынудило ее уступить почетное 5-ое место более компактной “соседке” Toyota Corolla (664 а/м) и опуститься на 10-ую позицию. С результатом 635 автомобилей сразу с шестнадцатой на 6-ую строку поднялся Mitsubishi Outlander II XL. Улучшил свой рейтинг и Toyota Land Cruiser Prado: 7-ое место и 561 покупателей. 8-ое и 9-ое места вновь занимает продукция из Тольятти: автомобилей Lada Priora и Lada Samara было реализовано 532 и 481 соответственно.

При своем 11-м месте остался Mitsubishi Pajero – в минувшем году было продано 454 внедорожника этой модели. А вот Toyota Land Cruiser 200 в 2009 г. ослабил свое положение, откатившись с седьмого на 12-ое место (440 а/м).

В то же время SUV Grand Vitara от Suzuki без преувеличения совершил рывок и расположился на 13-й строчке (385 а/м) – в минувшем году он даже не входил в двадцадку популярных моделей. Почти с таким же показателем (384 а/м) с двадцатого на 14-ое место поднялся седан Skoda Octavia A4, выпускаемый в Казахстане.

Еще одно модельное семейство от АВТОВАЗаKalina заняло 15-ую строку (312 а/м). 311 проданных автомобилей Mitsubishi Lancer подняли эту модель с девятнадцатой на 16-ую позицию. 4 строчки потерял Daewoo Damas, его продажи в минувшем году равны 278 (17-ое место).

Новичок рейтинга — Mitsubishi L200 – оттеснил на 20-ую строку Volkswagen Touareg (254 а/м), став 18-ой по популярности моделью (263 а/м). На 19-ой строке TOP-20 седан Toyota Avensis (262 а/м), также ранее не входивший в число наиболее востребованных в Казахстане автомобилей.

Структура рынка в разрезе компаний-дилеров

В ходе обострения ценовой конкуренции уровень концентрации участников отечественного рынка в 2009 году несколько сократился. Первая четверка ведущих маркет-мейкеров утратила часть своего влияния в пользу монобрендовых и независимых дилеров.

С наиболее крупными потерями столкнулась КМК “Астана Моторс”: компания не только отдала конкурентам без малого треть своей рыночной доли, но и утратила репутацию дилера №2 по объемам продаж. Ее оттеснила группа “Меркур Авто”, рыночный вклад которой, однако, сократился с 19,6% до 17,6%.

2% рыночной доли потерял и “Тойота Центр Жетысу”, сохранивший за собой 4-ую позицию. Успехом года можно считать активный сбыт автомобилей “УАЗ” сетью автосалонов “Вираж”, позволивший ей войти в пятерку лидеров с долей 5,6%.

Несмотря на сокращение своей “вотчины” на 4,4%, рекордсменом продаж, как и в 2008 году, остался холдинг “БИПЭК АВТО” — группа, в составе которой казахстанский автосборочный завод “АЗИЯ АВТО”, контролирует 37,4% отечественного рынка новых автомобилей.

Главным источником давления на казахстанский рынок в 2009 году стал дефицит платежеспособного спроса и резкое снижение доступности программ потребительского кредитования. В отличие от других стран, проводивших активную антикризисную политику, дотирование утилизации и приобретения новых автомобилей не вошло в перечень мер, предпринятых казахстанскими властями. Подобные схемы, наряду с госфинансированием программ автокредитования, оправдали себя как на развивающихся рынках, так и в странах Европы, где сокращение продаж новых автомобилей в результате составило лишь 1,6%.

Однако стабилизация ситуации в казахстанской экономике на примере позитивной динамики сбыта в декабре 2009 г. продемонстрировала обоснованность прогнозов большинства участников рынка о росте объемов продаж в 2010 г. не менее чем на 50-70%.

В пользу подобных ожиданий свидетельствуют и будущие изменения рыночной структуры, продиктованные введением единого таможенного тарифа на импорт автомобилей на территорию Казахстана, России и Беларуси.

Помимо стремительного роста доли новых автомобилей в картине первичных продаж, вступление Казахстана в Таможенный союз уже в 2010 году заставит многих дилеров изменить структуру собственного портфеля брендов и логистику поставок в пользу российских и казахстанских производителей. Следует ожидать появления новых инициатив по организации автомобильных производств на территории республики. О рассмотрении такой возможности в IV квартале минувшего года заявляли три казахстанских дилерских группы, одна из которых приступила к реализации проекта открытия сборочной линии внедорожников SsangYoung.

Очевидно, что развитие автопроизводства в условиях более высоких таможенных пошлин заставит действующих импортеров автомобилей из дальнего зарубежья идти на сокращение нормы прибыли и отпускных цен. Тактику специальных цен для казахстанского рынка могут взять на вооружение и некоторые российские производители автомобилей зарубежных брендов – в случае, если действующий автосборочный завод “АЗИЯ АВТО” и вновь запускаемые производства сохранят текущий уровень цен либо возьмут курс на их дальнейшее снижение.

Метки:: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

1 отзыв Ваш отзыв

  1. Скорее всего рост активности продаж в конце 2009 г. обусловлен скорее всего ожиданием роста цен в 2010 г. из-за роста таможенных пошлин. Поэтому я думаю для черезмезроного оптимизса места на рынке авто Казахстана пока нет. Рынок на данный момент переживает ряд крупных структурных изменений. Более подробно можете посмотреть в статье посвященной этой теме
    http://www.brif.kz/blog/?p=625

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

Как Вы относитесь к приобретению термозащитного чехла для автомобильного аккумулятора (1 вариант ответа)?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!