Энергоэффективность от «Лиотеха»

лиотехНедавно с группой журналистов я побывала на новосибирском заводе компании «Лиотех», производящем литий-ионные аккумуляторы большой ёмкости. Они обладают высокой плотностью энергии, широким температурным диапазоном и длительным сроком эксплуатации, до десяти лет. О тонкостях их производства и сферах применения нам рассказал директор завода Игорь Чапаев.

Облачившись в белые халаты, мы пошли осматривать завод площадью 40 тысяч м2. Основные детали литий-ионных аккумуляторов (ЛИА) – анодные и катодные электроды. Катод наносится на алюминиевую фольгу, анод – на медную фольгу. Производственные линии расположены напротив друг друга, и детали «встречаются» в одной точке, где их сортируют на разные группы и собирают вместе «через сепараторные материалы». Так образуется «ядро аккумуляторной батареи», пояснил Игорь Чапаев. Затем ядро сушится в вакуумных печах, после чего происходит приваривание крышки к аккумулятору и заполнение аккумулятора электролитом. Итоговая операция – формовка ЛИА, то есть его зарядка и разрядка определёнными циклами. Каждый цикл занимает около 20 часов. Тут же происходит контроль технических параметров: внутреннего сопротивления, ёмкости и т.д. Основные преимущества ЛИА, по словам директора завода, – большое количество циклов зарядки и разрядки (от 3 до 5 тысяч), возможность быстрой зарядки (до 20 минут), отсутствие процедур обслуживания и эффекта памяти, экологичность и безопасность. В настоящее время на заводе производится три типа аккумуляторов: 240, 380 и 770 ампер-часов. «Лиотех» – самый большой в России завод по серийному производству литий-ионных батарей. Есть подобные производства и в оборонке, но там изготавливаются относительно мелкие партии.

Аккумуляторы предназначены для использования на всех типах электротранспорта (автомобили, автобусы, троллейбусы); запас хода достигает 350 км после одной зарядки. В Новосибирске по маршрутам уже ходят два троллейбуса на ЛИА, а в недалёкой перспективе по городу будут ездить электробусы. Учитывая, что некоторые российские города уже приняли программы по переходу на экологически чистый общественный электротранспорт, спрос на продукцию «Лиотеха» будет только расти. Кстати, и по самому заводу разъезжает белый электромобиль, на котором прокатился один из журналистов.
Ещё одна область применения ЛИА – в качестве накопителей энергии на электростанциях, железнодорожном транспорте, в ЖКХ. В ночное время можно аккумулировать «дешёвую» энергию и отдавать её в сеть в периоды пиковых нагрузок. ЛИА также незаменимы как резервные источники бесперебойного питания для особо важных объектов, например больниц, или на Севере в сочетании с дизель-генераторами, куда порой трудно подвести сетевую энергию. «Аккумуляторы позволяют накапливать довольно большие мощности, и время их включения минимально», – уточнил директор завода. Также накопители энергии нужны для страховки там, где вырабатывается солнечная и ветровая энергия; сегодня солнце или ветер есть, а завтра – нет.

Рабочих на завод, как сказал Игорь Чапаев, стараются набирать молодых, со средним техническим и высшим образованием. На 1 января 2013 года их численность составила 466 человек. Работа в две смены по 12 часов.
Вопросами маркетинга и сбыта завод не занимается, это – прерогатива головной компании, расположенной в Москве. Значительная часть продукции пока идёт в Китай, но ситуация вскоре может измениться. Известно, что технический совет инновационного центра «Сколково» одобрил внедрение системы накопления энергии для ЖКХ на аккумуляторных батареях «Лиотеха». Такую систему мощностью 150 кВт собираются установить в новом жилом комплексе, возводимом ГК «Ренова» в районе «Академический» Екатеринбурга. Заинтересовались энергоэффективными технологиями и в Татарстане. Не исключено, что поставлять комплектующие для производства ЛИА начнёт «Татнефтехиминвест-холдинг», а продукцию завода будут закупать для строящегося IT-города «Иннополис». Одна из восточноевропейских стран также рассматривает возможность закупки накопителей энергии у «Лиотеха».

В третьем квартале 2013 года на заводе планируется запуск новой линии производства литий-ионных аккумуляторов ёмкостью 50 и 100 ампер-часов, сообщил Игорь Чапаев. На проектную мощность 100 миллионов ампер-часов в год эта линия выйдет в 2014 году.
Источник: Анна Горбатова STRF

Метки:: , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

2 Отзывы Ваш отзыв

  1. Сергей #

    Литий-ионные железофосфатные аккумуляторы промышленного направления (емкостью 300 и более А.ч) не перспективны для применения в настоящий момент. Правда многие пытаются убедить всех в обратном. Аккумуляторы имеют очень нестабильные характеристики. Аккумуляторы не могут заряжаться при отрицательной температуре. Даже при 0 град С их заряд уже затруднен. Правда разряжаться эти аккумуляторы могут в широком диапазоне температуры, включая и минусовые. Именно этот диапазон большинство и указывают в своих характеристиках, тем самым обманывая многих, т.к. промышленные аккумуляторы должны и заряжаться и разряжаться в одном и том же рабочем диапазоне температуры. Эти аккумуляторы не могут работать в буферном режиме эксплуатации, который является основным для промышленных аккумуляторов. ….

  2. leadkiller #

    Сырье — чье? В частности- соли лития? И стоимость Ампер/часа?

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

При равной цене какой аккумулятор Вы бы поставили на свой японский автомобиль (1 вариант ответа)?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!