Мифы из прошлого: срок хранения аккумуляторов

Магазин аккумуляторовАвторемонтный бизнес — сугубо профессиональная, не терпящая дилетантства сфера деятельности. Однако, к сожалению, некомпетентность, а нередко даже откровенная безграмотность отдельных горе-специалистов, все еще живущих вчерашним днем, способствует мифотворчеству и широкому распространению недостоверной, ложной информации.

Один из таких мифов связан с аккумуляторными батареями. В последнее время все чаще стало звучать мнение (из околоавтомобильных СМИ, интернет-форумов и так далее) о том, что АКБ можно приобретать лишь «свежими» — якобы только в этом случае они будут работать надлежащим образом, исправно реализуя свои функции. При этом, что удивительно, никаких четких сроков и иных конкретных параметров, по которым следовало бы определять и дифференцировать эту «свежесть», не приводится.

Подобные разговоры приобрели такое широкое распространение и весомость, что люди стали очень настороженно относиться к аккумуляторам, с момента выпуска которых прошло год-полтора, а нередко даже и менее того. Они отказываются их покупать, считая «старыми», требуют дополнительных гарантий, просят заменить, опять же, «более свежими», и прочее. Но никоим образом не могут объяснить, что в их представлении является нормой этой пресловутой «свежести».

Данная проблема, кстати, — сугубо российский феномен. В любой другой стране мира потребителю и в голову не придет проверять дату изготовления АКБ и уж, по крайней мере, придавать ей такое значение, поскольку автомобильный аккумулятор даже с большой натяжкой ни в каком случае нельзя отнести к категории скоропортящихся товаров. Главное, чтобы продекларированные производителем технические характеристики были выдержаны. У нас же, как обычно, все по-другому, мы и тут идем своим «уникальным путем», пытаясь отыскать крамолу даже в невинных цифрах даты производства.

Обоснованно ли такое мнение? Отчасти — да. Но это «отчасти» обусловлено лишь вопиющей безграмотностью и непрофессионализмом некоторых индивидуумов, вообще не следящих за развитием технологий и не интересующихся последними инновациями, хотя сфера их деятельности обязывает быть более внимательными и вдумчивыми. Дело в том, что АКБ предыдущих поколений действительно имели достаточно высокий уровень так называемого саморазряда — потери емкости при бездействии. Но современные автомобильные аккумуляторы лишены этого недостатка и могут храниться без ущерба своим техническим характеристикам достаточно продолжительное время (естественно, при условии неукоснительного соблюдения основных правил хранения). Для того чтобы понять, почему это так, нужно хотя бы в общих чертах ознакомиться с последними технологиями производства АКБ.

Огонь, батарея!

Классифицировать автомобильные стартерные аккумуляторные батареи можно по-разному. Во-первых, они могут быть малообслуживаемыми (с решетками из свинцово-сурьмянистого сплава с малым содержанием сурьмы), необслуживаемыми («гибридные» и «кальциевые»), полностью необслуживаемыми (герметизированные со связанным электролитом). Во-вторых, АКБ можно дифференцировать по составу сплава решетки:

  • PbSb — положительные и отрицательные решетки изготовлены из свинцово-сурьмянистого сплава с содержанием сурьмы до 2,5 %;
  • «Гибрид» — положительные решетки выполнены с добавкой сурьмы, отрицательные — с добавкой кальция;
  • PbCa — положительные и отрицательные решетки свинцово-кальциевые.

В-третьих, батареи разделяются по технологии изготовления решетки: отливка (PbSb, PbCa), просечка и последующая растяжка (PbCa), штамповка (PbCa).

Так вот, быстрый саморазряд (в среднем за 4 месяца степень заряженности падает на 60 %) характерен для теперь уже фактически «реликтовых» сурьмянистых стартерных батарей. Именно им мы и обязаны распространяемому сегодня мифу о необходимой для нормальной работы «свежести» АКБ.

Помните такие? Эбонитовые корпуса, ячеистые крышки… В то время требования к исполнению АКБ были невысоки, КПД батареи был очень низким. А между тем на характеристики саморазряда напрямую влияет чистота применяемых материалов.

Сегодня в русле тенденции, направленной на экономию материала, актуальность получил коэффициент использования свинца в батарее — грубо говоря, сколько грамм свинца нужно, чтобы получить 1 А•ч. Это позволяет делать АКБ чрезвычайно технологичными. На протяжении всего срока службы (на 4–5 лет их хватает с лихвой) можно вообще не доливать дистиллированную воду в большинстве случаев. Это стало возможным благодаря применению более чистых технологий и переходу от сурьмы к кальцию. Данные материалы добавляются в сплав для того, чтобы придать решетке большую жесткость, — свинец, как известно, очень мягкий металл, — но при этом сурьма способствует обильному выделению газов при заряде. Доливка туда дистиллированной воды, которая, кстати, тоже не всегда отличается кристальной чистотой, приводит к тому, что саморазряд увеличивается.

Параллельно менялись и технологии изготовления решетки. Сначала пластины изготавливались из сурьмы методом отливки. Литье под давлением — обычная технология, известная с незапамятных времен. Не самая совершенная, но на определенном этапе она позволяла с успехом решать стоящие перед производителем задачи и делать решетки определенной формы.

Так бы, наверное, и продолжалось по сей день, если бы не необходимость обслуживания изготовленных по данной технологии батарей. Основной массе автолюбителей это обслуживание было, мягко говоря, в тягость. Для того чтобы избавиться от столь досужливой обязанности, сурьму заменили кальцием. Но кальций при изготовлении решетки методом литья выгорает. Поэтому пришлось искать новую технологию производства. Ею стала технология просечки и растяжки (металлический валик равномерно прорубается — «просекается» и растягивается в ромбовидные, расположенные в шахматном порядке ячейки).

В первом десятилетии 2000-х годов это была самая современная технология. Тем не менее и она не лишена недостатков: решетка может иметь только строго установленный дизайн, и никакой другой. К тому же у нее не может быть рамки, потому что решетки нарезаются (имея определенную длину) из получающейся в итоге просечно-растяжной ленты.

То есть технологов снова озадачили разработкой более приемлемого процесса производства, и он не заставил себя долго ждать. Штамповка (или, точнее, вырубка; по-английски она именуется punching, что означает «перфорирование», «пробивание [пробивка] отверстий») — вот прекрасное решение всех проблем. К ней обратились во второй половине первой декады 2000-х и стали постепенно внедрять.

Отлитая металлическая заготовка многократно вальцуется до придания формы тонкой пластины. Затем на ней аккуратно, в несколько стадий выдавливают отверстия с определенным рисунком. Сразу плюсы: теперь можно получить самый оптимальный дизайн решетки, позволяющий создавать большую плотность тока там, где это необходимо. Это очень важно, особенно для положительной пластины, потому что на нее приходится основная нагрузка.

К тому же штампованная решетка имеет рамку, значение которой трудно переоценить, ведь положительная решетка склонна в процессе эксплуатации корродировать и расти в размерах, как бы разбухать — ее сечение увеличивается. В результате без рамки она легко ломается или замыкает через сепаратор.

Метод просечки и растяжки лишен подобного преимущества, поскольку, как уже было сказано выше, не дает возможности каким-либо образом распределять жилки для достижения максимальной эффективности. Из-за этого такие батареи нередко выходят из строя раньше времени.

Еще одно достоинство штамповки/вырубки — более качественное изготовление и большая стабильность с точки зрения коррозии. Как следствие — увеличенный срок службы аккумуляторной батареи. Причем из строя она выходит уже отнюдь не по причине коррозии.

Ну и еще один положительный эффект — штамповка более экономичная и производительная. Скорость выпуска таких пластин — 600 штук в минуту, просечных — 300–400 единиц, отливных — 4–5 штук.

Как отмечают специалисты, сам по себе метод штамповки известен давно, но делать с его помощью качественную стабильную свинцовую решетку научились буквально лет пять назад.

Теперь о принципиально важном, о самой сути — изменении состояния батарей в процессе хранения. Степень заряженности «гибридных» АКБ при бездействии снижается до уровня 40 % (это около 12,4–12,5 В) примерно через 14 месяцев, батарей типа «кальций — кальций» (и положительная, и отрицательная пластины изготовлены из кальция) — через 18–20 месяцев.

То есть главное — современные технологии позволяют выпускать аккумуляторы, способные храниться и год, и полтора без потери своих качеств, а по истечении этого срока и подзарядки их можно продолжать хранить дальше и затем успешно использовать.

Сроки, сроки

Но, как бы хороша ни была аккумуляторная батарея, корректное хранение — вопрос, играющий принципиальную роль в поддержании ее функциональных способностей и технических характеристик на изначальном уровне. Правила хранения до продажи достаточно просты, но их необходимо строго соблюдать:

  • хранить в сухом прохладном месте (температура 0…15 °С);
  • учитывать дату производства при хранении и отгрузке;
  • проводить периодический выборочный контроль НРЦ (напряжение разомкнутой цепи — напряжение без нагрузки; раньше использовалась ЭДС);
  • сокращение срока логистики батареи от производителя к потребителю: надо понимать, что, тем не менее, аккумуляторная батарея — это не та запчасть, которая может лежать на складе годами, батареи должны продаваться как минимум в течение года; и не забывайте, что гарантийный срок после продажи конечному потребителю начинает исчисляться именно от даты продажи, а не производства, даже если АКБ пролежала на складе 18 месяцев;
  • при снижении НРЦ менее 12,5 В батарея нуждается в подзарядке;
  • не рекомендуется продавать батареи с напряжением ниже 12,6 В.

Специалисты единодушны: общее время хранения залитых и заряженных батарей с момента производства до продажи конечному потребителю не должно превышать:

  • 18 месяцев — максимальный срок хранения без подзарядки для кальциевых батарей;
  • 12 месяцев — для батарей с гибридной технологией.

Аккумуляторные батареи в сухозаряженном исполнении могут храниться до трех лет. При активации после заливки и пропитки, если НРЦ ниже 12,5 В, рекомендуется подзарядка.

С другой стороны, при покупке АКБ, чтобы удостовериться в качестве приобретаемого товара (исключительно для личного спокойствия — у дилеров известных фирм-производителей обычно при хранении проблем не возникает), в принципе, достаточно проверить вольтметром НРЦ. Никаких специальных тестеров не требуется. Просто убедитесь, что НРЦ — не ниже 12,5–2,6 В (у полностью заряженной батареи НРЦ составляет где-то 12,8 В). Важны именно десятые доли. Аккуратный внешний вид и целостность упаковки подразумеваются по умолчанию.

Актуальная тема

Статистика дорожных неисправностей свидетельствует о росте проблем с аккумулятором в зимний период. Это не удивительно. Энергопотребление растет, эксплуатационные характеристики ухудшаются — в холодное и влажное время года автомобильные аккумуляторы подвергаются наибольшей нагрузке. Вот почему не только для старых, но и вообще для всех автомобилей проверка батареи должна быть такой же неотъемлемой частью осеннего техобслуживания, как и проверка работы освещения или смена шин на зимние. По статистике дорожных неисправностей, собираемой автоклубами, каждую зиму первое место занимает аккумулятор, который не способен завести автомобиль.

Одна из главных причин: в холодное время года значительно повышается энергопотребление — включен обогрев заднего стекла и сидений, вентилятор работает на полную мощность. В особенности при коротких поездках генератор не успевает полностью восстановить заряд батареи для следующего запуска. Одновременно с этим ухудшаются эксплуатационные характеристики аккумулятора, поскольку при низких температурах химические процессы протекают медленнее. Поскольку многие автолюбители не задумываются о состоянии своего аккумулятора, мастерские должны еще до начала зимнего сезона проверить и, если необходимо, заменить батарею для своих клиентов. Это позволит СТО лучше организовать выгодный для них бизнес и обеспечит автомобилистам безопасную и беспроблемную зиму.

Сейчас на российском рынке для легковых автомобилей предлагаются в основном лишь «гибридные» аккумуляторы или батареи типа «кальций — кальций».

Но как понять, по какой технологии изготовлена батарея? Визуально это, как правило, не определить — на этикетке может быть написана масса красивых иностранных слов в превосходной степени, вроде: «супергигаплатинум» или «гипермегакальций», однако ясности они не вносят. Это лишь маркетинговые изыски ушлых продавцов, абсолютно не проливающие свет на то, из чего и как на самом деле сделаны положительная и отрицательная пластины. Поэтому точную информацию о конструкции АКБ можно получить лишь из более достоверных источников — сопроводительной документации, сайта производителя и прочих.

Впрочем, в принципе на рынке есть место любым видам аккумуляторов: одним автолюбителям нравится самостоятельно обслуживать батареи, они умеют это делать правильно. Такие люди приобретают батареи предшествующих поколений, покупают дистиллированную воду и сами «химичат» вечерами дома или в гараже. Другие, напротив, не хотят ни о чем думать. Им нужны АКБ более современные. И хороший рынок должен предоставлять такой выбор.

Автор: Михаил Калинин

Источник: «Миф из прошлого», журнал «Правильный АВТОСЕРВИС», ноябрь 2012

Метки:: , , , , , , , ,

ОРИГИНАЛЬНЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ ИЗ ЯПОНИИ

12 Отзывы Ваш отзыв

  1. Жека #

    Сегодня зятю продали акб 2002 года, сейчас 2019.шок

    • Иванов Иван Иваныч #

      Бред какой то. Он же явно должен быть весь запотевший, с окислами у клемм и т.д.
      Что за аккум то?

    • Жека, далеко не факт, что ваш зять правильно прочитал дату выпуска АКБ (если вообще это была дата выпуска…)
      У меня неоднократно были случаи, когда такой «грамотный барбос» приносил назад АКБ с воплями: «да ей уже, мать её, 10лет! Она 2008г!»
      Начинаем выяснять -оказывается, этот педик прочитал последние цифры ГОСТ Р 53165- 2008!
      Так же читают последние цифры ТУ, а уж GOOGLE с откровениями «знатоков» это просто кладезь приколов!

  2. Стерх #

    Статья — чудовищная НЕГРАМОТНОСТЬ.
    Советую автору купить самый дёшёвые тестер и замерить напряжение на 2-х летнем АКБ. А затем почитать — что происходит с пластинами при напряжении менее 12 В.

    • Александр Спецтех #

      При нормальном хранении у качественных аккумуляторов напряжение будет на уровне 12,5 — 12,55. Что абсолютно не вызывает какого либо серъезного сулфатирования пластин. Образовавшиеся мелкие сульфаты растворяются при первой относительно продолжительной поездке (около 100 км.) от зарядки генератором.

      Лучше не забивать себе голову. В нормальных магазинах есть современные тестеры для проверки АКБ. Пришли попросили при вас проверить, посмотрели на соответствие параметрам, убедились, что все гуд купили и пользуетесь 3-5 лет. И лучше покупайте в магазинах, а не в рыночных ларьках где никаких условий для правильного хранения АКБ.

      • Метр #

        Почитайте ГОСТ если дурак, что заявленные характеристики проверяются в течении месяца с даты отгрузки батарей производителем, только месячные батареи считаются новыми. Измерение фактической емкости дело довольно сложное и магазине не проверишь, а по стандартам- не менее заявленной. Через год хранения может не остаться и половины. Так что покупайте лом, если дурак.

        • А #

          Метр, не несите бред

          В ГОСТе Р 53165-2008 (МЭК 60095-1:2006) нет ничего из того, что вы написали
          о том, что «заявленные характеристики проверяются в течении месяца с даты отгрузки батарей производителем»

          • А, он не просто несёт бред, а пытается ввести народ в заблуждение, надеясь, что упомянутый док-т никто не читал. Вот пример- отгрузка из Кореи контейнера занимает больше месяца (считая от завода), так они, получается, приходят заведомо НЕ НОВЫМИ!!! И пассаж «через год хранения емкости не останется и половины!» Емкость останется, только заряд накопленный уменьшится!
            Так заряди опять полностью и вперёд!
            Пустая бутылка не теряет емкость, залей- и она опять полная!

    • Михаил #

      Ну вот от безделья ещё раз внимательно прочитал- под 98% текста готов сам подписаться…
      Где что там ВОПИЁТ? Конечно, 12В- это разряженная почти в «хлам» АКБ, и она почти обязательно будет засульфатирована, но при описанных в статье правилах хранения этого не произойдёт…

  3. Reid #

    Автор первую половину статьи активно топил за то, что срок годности аккума — это миф, и только безграмотные не будут брать залежалый аккум. И в результате пришёл к тому, что сроки годности таки есть и вообще стоит их придерживаться….мда…Автор читал сам, то что написал?
    А в России этот «феномен» актуален, потому что продавцы сплошь и рядом не соблюдают условия хранения (не только аккумуляторов кстати). И контроль за ними никто не осуществляет. Любая покупка превращается в лотерею. В каких то случаях шанс получить качественный товар — выше, в других — ниже. А гарантийное обслуживание и возврат брака уже давно считается каким-то эксклюзивом и далеко не везде доступны.

  4. Владимир #

    Купил через интернет-магазин АКБ BOSCH S5 62,с гарантией 1 год.
    Когда мне его доставил курьер,осмотрев его,мне не понравилось,что гарантия на боковой стенке,как выгорела и была жёлтой,как старая газета.Уже дома,пробил в интернете его дату производства,оказалось 301( 01.13),это при том,что я купил его 01.16!Даже в мыслях не было,что он окажется 3х летней давности!
    Повёз его обратно и сдал.Продавец уверял,для такой батареи не проблема 3 года простоя.Но,на себе не хочу это испытывать.Цена не малая и я не знаю,год то он отходит по гарантии,а потом,сколько ещё?2-3 года и в пункт приёма сдать за 450руб?
    И все мы знаем,как по гарантии обращаться.Продавец придумает 100 причин,что у меня и генератор не исправный и ещё что то,что только я и буду виноватым,а по сему,случай не гарантийный!
    Купил в другом магазине самую свежую ВАРТУ 60,558 (10.15) и как то спокойнее стало на душе.

    • В данном случае поступил правильно, потому что 3года- явный перебор, а в интернет-магазине его точно никто не подзаряжал, и хранился он в теплом складе, и наверняка он разряжен «в хлам», а, значит, ещё и засульфатирован…
      Но у меня был случай- дедушка-подснежник забыл в погребе стыренный где-то ТИТАН 62 2,5летней даты , ещё в полиэтилене, при вскрытии плёнки оказалось, что плотность в нем 1,20, т.е. разряжен наполовину всего (хранение в прохладном месте!!!!), и после ночи на зарядке этот аккумулятор мог просто «разорвать» стартер- 520А (EN), 10,5В под током 200А, электролит чистый как ангельская слеза, в общем, 2,5года хранения никак на него не сказались…

Ваш отзыв





Зарядные устройства ИРКУТ

При равной цене какой аккумулятор Вы бы поставили на свой японский автомобиль (1 вариант ответа)?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Check particles and PR

Free counters!

Портал о возобновляемых источниках энергии - 10,000 компаний по всему миру