Экспресс-диагностика АКБ: менять не надо миловать.

exp800_3_lgПопулярность принципа «все в одном» добралась и до автомобильных сервисов. И все бы ничего, но точности в диагностике состояния батареи стало значительно меньше. До технической революции последних лет самочувствие автомобильного аккумулятора определяли специалисты с помощью целого арсенала дорогостоящей и, к слову сказать, довольно громоздкой техники. Взять хотя бы нагрузочную вилку. Точность измерений при таком способе — как в аптеке. Пристальное технологическое внимание спасало и совесть самого сервиса, и честь производителей аккумуляторов. Сегодня же в большинстве автомастерских вывод о состоянии АКБ делает один единственный прибор. Но, зачастую, квалификации по части его применения у работников сервисов нет. Достаточных знаний о конструкции аккумуляторных батарей – и подавно. Эти два фактора сыграли с рынком аккумуляторов злую шутку.

Разговор с представителем фирмы MIDTRONICS, являющимся одним из идеологов алгоритма диагностики, заложенного в приборах экспресс-тестирования, раскрыл об их применении много интересных фактов.

Во-первых, изначально прибор был призван облегчить диагностику бортовой сети и бывшей в употреблении аккумуляторной батареи необслуживаемой конструкции с так называемой двойной крышкой без пробок и доступа к электролиту. Интерес к быстрому тестированию подогрел и спрос на VRLA батареи для автомобилей с системой STOP/START, где доступ к электролиту в принципе невозможен ввиду его отсутствия в свободном виде.

Во-вторых, прибор рассчитан скорее на европейский рынок, где аккумуляторы на базе литых токоотводов из низкосурьмянистого сплава — раритет или признак устаревшей технологии.

Получается интересная картина: принцип работы экспресс-тестов основан на измерении сопротивления, хотя на диагностику отечественных батарей влияют помимо температуры, и времени хранения, еще и конструктивные отличия. Но прибор этого не учитывает. Несмотря на то, что каждое новое поколение тестеров расширяет диапазон измерительных систем, до сих пор у них нет выбора по параметру: новая это батарея или б/у, кальциевая или низкосурьмянистая, на базе экспандированного токоотвода или литого. Однако, именно эти конструктивные особенности вносят в результаты измерения самую существенную погрешность. Может ещё бы годик аккумулятор побегал. А его заменяют на основании предательских показаний. Далее – лишние траты на новую АКБ и поток негатива в адрес ни в чем не повинного производителя.

Впрочем, создатели экспресс-тестов все же опомнились. Следующее поколение приборов призвано исключить диагностику новых АКБ. Представители фирмы MIDTRONICS признают, что сравнивать новые аккумуляторы по величине тестируемых значений – некорректно. Особенно, если эти батареи имеют существенные различия в конструкции и технологии производства. Ведь самый важный фактор, влияющий на результат измерения, — сопротивление электродных пластин. А оно зависит и от переходного сопротивления контакта активной массы с токоотводом, и от количества и площади электродов, и от самой площади сечения токоотводящих частей, деталей и сварных соединений. И, если переходное сопротивление на решетках литых токоотводов в десятки раз ниже, чем на сетках экспандированных или штампованных токоотводов, то прибор может диагностировать повышенные значения тока при остальных равных условиях. Вывод следующий: при эксплуатации, батарея, выдавшая лучший результат по версии экспресс-теста, на деле может показать заурядные электрические и эксплуатационные (саморазряд, расход воды) характеристики и наоборот.

Как правило, производитель указывает на этикетке ту величину стартерного тока, которую батарея в состоянии обеспечить на одном из трех разрядов при полном заряде, на специализированном оборудовании, согласно требованиям европейского стандарта EN 50342. Показания приборов MIDTRONICS и их аналогов не являются ни их подтверждением, ни их опровержением, ввиду другого их предназначения.

Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея — одна из немногих систем, на которую еще не разработана точная математическая модель, ввиду сложности и не изученности протекающих в ней процессов. Соответственно ни одно измерение и алгоритм расчета не может поспорить в точности с реальными результатами испытаний.

Вот тут то и начинаются чудеса и фокусы для потребителя. Чтобы устранить перекос в гонке за лидерство на вторичном рынке, где основной показатель качества — ток холодной прокрутки, производители необслуживаемых батарей колдуют над конструкцией. Они вынуждены увеличивать количество электродных пластин за счет уменьшения их толщины, что естественно сокращает срок службы и надежность АКБ. Или, в ином случае, занижают показатели тока на этикетке, для нивелирования всех погрешностей экспресс- измерения, что затрудняет, в итоге, их продажу.

Чтобы не попасться на удочку экспресс-диагностов и производителей АКБ закрытого типа нужно помнить, что, во-первых, автопарк состоит в основном из иномарок с продуманными системами зажигания, и что в условиях современных зим, реальные величины тока, потребляемого стартером, находятся в пределах 100 – 150 ампер. Во-вторых, тестируемые значения не отражают истинных возможностей аккумулятора, а говорят о степени заряженности и косвенно о конструкции АКБ. В-третьих, если значения высоки, значит перед вами низко сурьмянистая батарея с литыми токоотводами и ее нужно периодически подзаряжать и доливать воды. Если же она кальциевая, то внутри конструкции много пластин и они очень тонкие. Подзаряжать ее не нужно, да и воды доливать не требуется, но о длительных сроках службы мечтать не стоит.

И, если тестер сказал о батарее «Пациент скорее мертв, чем жив», не спешите принимать финансовые решения. Найдите профессионального диагноста. Возможно, автомобильное сердце рано списывать со счетов.

Автор: Илья Федосеев

Метки:: , , , , , , , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

7 Отзывы Ваш отзыв

  1. Максим #

    статья — какой-то бред и маразм…

    • Сергей #

      5 ++++++. Как страшно жить. Нагрузочная вилка — это гуд , а Midtronicsом можно гвозди забивать. Производители занижают характеристики на этикетках? Автор — человек из космоса или курил.

      • Юрий #

        Автор точно сказал, что экстраполировать показания проверки внутреннего сопротивления новой батареи с помощью нагрузки минимальным током на реальные токи холодной прокрутки нельзя . Это не только не корректно — это вводит потребителя в заблуждение . ТХП — это величина , метод измерения которой может быть только тот, который утверждён в стандарте (зависит от страны). Сравнивать какая батарея лучше или хуже этим прибором нельзя . Это ненаучно. Но самое интересное , что три прибора этого производителя показывают разный результат одной и той же батареи — это я лично видел. И ещё ни одного раза реальный ток холодной прокрутки , показанный этим прибором не соответствовал , при проверке его тестом согласно стандарту . Это опять из лично опыта, в он большой.

    • Вот отсюда поподробнее… Хотя бы «кто ты по жизни, вообще, кроме того, что Максим»

  2. А когда эти чудесные приборы будут официально продаваться в Беларуси? И внесены ли они в Реестр средств измерений хотя бы в РФ?

    • Регина, эти приборы называются анализаторы АКБ. Ни в одной стране они не внесены в Госреестр измерительных приборов, поэтому таковыми не являются. В любой лаборатории они должны быть, но, как я написал ниже- в дополнение ко всему остальному Строить своё заключение только на основании их показаний нельзя.

  3. Мой первый MIDTRONICS i35p появился у меня более 6лет назад, сейчас у меня 6 приборов 3 разных видов, и ответственно заявляю- вкупе с различными! (у меня 100,200, 300, 500 и 1000А!) нагрузочными вилками, опытом, а, если надо, и сабельной пилой они оказывают большую помощь в достоверной диагностике АКБ. Касательно же «рано списывать» -у меня раньше тоже была дурная привычка экономит деньги клиента, пока один из покупателей не рассказал мне, как опоздал на самолет из-за отказа АКБ, которая, с моих слов, могла бы «ещё поработать»…может, и могла бы, но у него был слегка «подклиненный» стартер (хотя касательно нормы в 100-150А согласен) А была бы АКБ новая, всё закончилось бы благополучно, и «клин» бы этот спокойно впоследствии устранили…

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

В каких случаях нужен термозащитный чехол автомобильного аккумулятора (1 вариант ответа):

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!