Аккумуляторный ликбез: проверка эксплуатационных характеристик автомобильных АКБ

Аккумуляторный ликбезПри поддержке крупнейшего японского производителя аккумуляторов GS Yuasa мы продолжаем публикацию цикла статей под названием «Аккумуляторный ликбез», охватывающих многие аспекты работы и обращения с автомобильными аккумуляторными батареями. В этой статье мы рассмотрим способы проверки состояния АКБ с помощью различных диагностических приборов представленных на рынке.

1. Цифровые тестеры проводимости

bosch-testerПоследнее поколение аккумуляторных тестеров – цифровое  (например, Midtronics и Bosch 121). Цифровые тестеры в большинстве случаев позволяют сделать быстрое заключение о текущем состоянии батареи, включая сильно разряженные АКБ. Только примерно в 20% случаев необходимо подзарядить АКБ перед проведением испытания.

Данный вид тестеров способен определить находится ли батарея в хорошем состоянии, нужно ли ее подзарядить или пора ее менять.

Примечание: Это предпочтительный метод проверки АКБ, так как он не разряжает батарею в процессе тестирования. Он проще, быстрее и безопаснее.

Как отмечено многими производителями АКБ, в аккумуляторной отрасли произошла некоторая неразбериха по поводу результатов испытаний эксплуатационных характеристик батарей, полученных цифровыми тестерами, использующими технологию проводимости.

Важно, чтобы назначение цифровых тестеров понималось пользователями правильно:

Цифровые тестеры не предназначены для измерения тока холодной прокрутки (CCA) НОВЫХ аккумуляторных батарей, — они разработаны для проверки и оценки состояния бывших в эксплуатации АКБ. Любые показания ССА или текущего состояния (state of health) батареи не могут считаться полностью достоверными.

Международные стандарты — основной ориентир для производителей АКБ

Все серьезные производители автомобильных аккумуляторных батарей разрабатывают свою продукцию с учетом требований международно принятых стандартов, таких как BCI / SAE (американский), EN (европейский) и JIS (японский).

Например, процедура испытаний производительности батарей согласно европейского стандарта EN 50342:2006 занимает минимум 12 рабочих дней и требует наличия значительного количества профессионального испытательного оборудования.

Стандарт EN 50342:2006 внес еще большую путаницу на рынке, указав 2 методики испытания тока холодной прокрутки на соответствие стандарту, что непонятно конечному пользователю, не имеющему полного доступа к расшифровке кода ETN.

EN1 — испытание при -18°С 10 сек до 7,5В, 10 секунд отдых, затем 60% тока до 6В, где время должно быть более 73 секунд.
EN2 — испытание при -18°С 10 сек до 7,5В, 10 секунд отдых, затем 60% тока до 6В, где время должно быть более 113 секунд.

Показатели батареи, конечно, зависят от ее конструкции, но, например, АКБ с током холодной прокрутки в 1000А согласно EN1, будет иметь только 920А по EN2. Информация о том, по какой именно методике тестировалась АКБ на данный момент содержится в номере ETN, например код 550 034 050 расшифровывается так:

550 = > номинальное напряжение — 12 В, номинальная емкость — 50 Ач
034 = > индивидуальный код, который дает информацию о типе крышки, сроке службы, виброустойчивости, а также методике испытаний АКБ (EN1 или EN2).
050 = > ток холодной прокрутки — 500А

В настоящее время существует около 2 000 индивидуальных номеров АКБ от разных производителей и пользователей, зарегистрированных в базе данных ETN. Без доступа к списку покупателю не понятно по какой методике, EN1 или EN2, указан ток на батарее.

Преимущества

В последние 10 лет сравнительно недорогие тестеры проводимости появились на рынке. Данные тестеры определяют внутреннее сопротивление АКБ, используя принцип измерительного моста Уитсона (который вы, возможно, помните со школы). Основное преимущество таких устройств заключается в том, что они имеют компактные размеры, просты в обращении и выдают результат через несколько секунд без риска образования искр, характерных при проведении традиционного испытания нагрузочной вилкой.

Недостатки

Недостаток тестеров проводимости заключается в том, что все они используют один алгоритм расчета ССА, основанный на измерении показаний внутреннего сопротивления батареи. Значения, выдаваемые такими тестерами не совпадают с показаниями, полученными в лаборатории на профессиональном испытательном оборудовании, где АКБ физически разряжаются под реальной нагрузкой высоким током при температуре в -18°С. Из-за разницы в применяемых технологий производства АКБ установить точное соотношение между внутренним сопротивлением и реальной производительностью полученной в лаборатории представляется невозможным.

Лабораторные испытания показывают, что алгоритм, используемый в тестерах проводимости, отбраковывает АКБ, конструкция которых была оптимизирована для увеличения срока службы и надежности, а не для увеличения стартерных токов (например, АКБ оснащенные микропористыми пластинами с более высокой плотностью и толщиной намазки).

При испытаниях новых АКБ можно увидеть совершенно разные показания, которые находятся в прямой зависимости от используемой конструкции пластин и плотности электролита. Значительно отличающиеся друг от друга показания можно получить и на тестерах разных марок. Так решетки, изготовленные по технологии вытяжки, дают более высокие показания, чем литые решетки, так как у литой решетки — рамочная конструкция. Размер решетки можно уменьшить и сделать ее толще для того, чтобы активная масса проникала в нижнюю часть пластины. Эта разница в конструкции дает разные показания проводимости, в то время как тестер рассчитывает показания ССА основываясь на стандартной формуле расчета. Испытание новых АКБ более сложный процесс. Так, например, испытание по стандарту EN 50342 требует, чтобы АКБ поступали на испытание только после нескольких циклов заряда-разряда, что изменяет проводимость пасты и, таким образом, вызывает больше вариаций в данных выдаваемых тестером.

По этой причине GS YUASA и другие производители АКБ рекомендуют, чтобы испытания на подтверждение соответствия новых АКБ стандартам EN или BCI проводились только в лабораторных условиях, а цифровые тестеры проводимости не использовались для измерения характеристик не бывших в эксплуатации батарей.

2. Разрядные тестеры (HRD)

hrd6001. Измерьте напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) батареи с помощью цифрового вольтметра или мультиметра. Чтобы получить стабильные показания, проверяемая батарея не должна эксплуатироваться или заряжаться минимум за 3 часа до проверки напряжения.

2. Если напряжение ниже 12,4 В, то зарядите АКБ с помощью зарядного устройства.

3. С помощью разрядного тестера дайте токовую нагрузку равную половине значения тока холодной прокрутки (ССА) по стандарту SAE на 15 секунд  (например, разрядите АКБ на 600 А нагрузкой в 300 А). Следите за напряжением в это время и запишите напряжение через 15 секунд. Используйте при этом апробированный калиброванный тестер.

4. Если напряжение через 15 секунд стабильно и выше 9,6 В, то батарея исправна и находится в удовлетворительном состоянии.

5. Если напряжение ниже 9,6 В через 15 секунд и нестабильно (обычно быстро падает), АКБ нужно заменить.

Примечание: Данный способ проверки дает точный результат только на полностью заряженной АКБ. Общая ошибка – использовать этот способ на разряженной АКБ и делать вывод о том, что АКБ неисправна, так как какая-либо из ячеек «закипела». «Кипящая» ячейка в разряженной АКБ не всегда означает, что АКБ имеет заводской брак.

3. Нагрузочные вилки

drop-testerСтандартная нагрузочная вилка имеет два зубца, которые прижимаются к верхней поверхности клемм аккумулятора, и простой вольтметр для проверки напряжения разряда.

Мы не рекомендуем использовать данный вид тестеров:

  • Они потенциально опасны, так как большинство из них вызывают искрение в момент когда зубцы прижимаются к клеммам.
  • Нагрузка остается одинаковой для всех размеров АКБ, так что они не дают точного представления о ее состоянии.
  • Они дают недостоверные результаты на разряженных АКБ.

Читайте также:

Источник: GS Yuasa

 

Метки:: , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

4 Отзывы Ваш отзыв

  1. «Примечание: Данный способ проверки дает точный результат только на полностью заряженной АКБ. Общая ошибка – использовать этот способ на разряженной АКБ и делать вывод о том, что АКБ неисправна, так как какая-либо из ячеек «закипела». «Кипящая» ячейка в разряженной АКБ не всегда означает, что АКБ имеет заводской брак.»-
    Да. вот этот момент чрезвычайно важен!!! Я своих пацанов неоднократно жестоко «пялил» за такие измерения, особенно, когда в присутствии потребителя, который её припёр. обращают внимание вслух на это кипение. Потом принимаешь на зарядку, заряжаешь. всё в полном порядке, а он тебе мозг е-т, «почему одна банка кипит?!» —
    Ну. сейчас же не кипит!
    Но вчера (или позавчера) же кипела!
    И так, как про белого бычка…

  2. http://www.akkumbel.ru/chto-schitat-zavodskim-brakom

    Я это вопрос раскалываю несколько лет, результаты- в статье по ссылке.
    На словах- безусловно, ни один из тестеров CCA не ИЗМЕРЯЕТ!? он его ВЫЧИСЛЯЕТ, а раз вычисляет, то это можно делать правильно, неправильно и «так, как это делают в армии», т.е. относиться к результатам как ИЗМЕРЕНИЯМ нельзя. а вот для СРАВНЕНИЯ- очень даже можно!
    Из этой статьи прямо уши торчат тех, кого реально уже прилавливали на значительном несоответствии ЗАЯВЛЕННЫХ показателей ИЗМЕРЕННЫМ!!
    Я в 2011г был в Ганновере, на головном предприятии JC, проводился семинар, как раз по вопросам новых технологий в аккумуляторостроении, был задан вопрос ведущему семинар специалисту Тони Миллеру, как он относится к MIDTRONICSу и прочим тестерам, относится он к ним по понятным причинам плохо (теперь любой мало-мальски грамотный дистрибьютор и даже дилер может организовать входной контроль каждой партии товара), но признает необходимость и возможность их применения для контроля (оговорив точность порядка +-20%, это очень плохая, но для сравнения пойдёт), и не уточнял, что речь идёт только о б/у АКБ. а не о новых, дабы не краснеть, когда «семинаристы» потребуют объяснений (которых я что-то не слышал внятных)… Да и на практике не встречал, а встречал, когда продавал такую вот «некондицию» (бл-ь, и нельзя ведь сказать, чью, а прямо на языке вертится!), а потом грамотный потребитель мне зимой весь мозг вынес -на АКБ написано, «480А», а она, паскуда. на входном контроле показывала 390А всеми тремя приборами, а уж в процессе эксплуатации и того меньше… (и никак её показатели не подросли за 3 месяца. как обещают апологеты этой теории), а настолько грамотный,сука, попался. понял, что на этом ещё денег от меня срубить может- не хотел ни возврата денег, ни замены на такую же новую- выцыганил A-mega 60 premium с током 600 (и показывала 610А!) и мультиметр в подарок…
    Извините за темпераментное изложение- всегда на этой теме завожусь…

    • Сергей #

      @Михаил:
      Назовите имена отличившихся. Родина должна знать «героев» в лицо.

      • Нет-нет, Сергей- потом этим «героям» многомиллионные штрафы платить за «ущерб деловой репутации»…увольте! Да и не стоит оно того- потом один из героев заменил на эти же АКБ, только из следующей партии. и всё было в полном порядке, даже чуть превышало заявленное! Я вообще в случае каких-то косяков от производства случайного характера говорю: «обет безбрачия никто из производителей не давал, на производстве чего только не может случиться!». Главное при этом- быть честным и непредвзятым!

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

Как Вы обычно поступаете с отработавшими свой ресурс автомобильными аккумуляторами? (1 вариант ответа)

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!