Мы распилили аккумуляторы — выбирали лучший! (тест АКБ от журнала «За рулем», 2020)

Наглядно демонстрируем, почему хорошая АКБ не только дороже, но и тяжелее.

Зачем переплачивать, если можно взять дешевле? Сопоставим приблизительные цены новых АКБ емкостью 60 А·ч по состоянию на сентябрь.

Вот знакомые бренды: «Зверь» — 4450 рублей, Mutlu — 4500, Varta — 4800, Bosch — 4950, Delkor — 6450 рублей. В среднем — по пять тысяч с хвостиком за батареи, не раз встречавшиеся в тестах «За рулем».

А вот недорогие батареи под нераскрученными именами: Element — 2300 рублей, «Скат» — 2250, Bolk — 3000, «Автофан» — 2700 рублей. В среднем вдвое дешевле!

Продавцы дешевых АКБ уверенно орудуют нагрузочными вилками, демонстрируя исправность товара, — мол, у нас без обмана! И на автомобилях такие батареи поначалу ведут себя нормально, бодро раскручивая коленвалы. Получается, продавцы дорогих аккумуляторов пытаются развести покупателя на деньги?

Однако по результатам испытаний во всех зарулевских экспертизах на пьедестал из года в год попадают только известные бренды. И сейчас мы увидим, почему так.

«Автофан» 6СТ-60 VL. «Аком», Жигулевск, Россия

«Русская звезда» 6СТ-60Т. Россия, изготовитель не указан

Примерная цена 2700 ₽
Измеренная масса 13,0 кг
Примерная цена 2500 ₽
Измеренная масса 12,6 кг

«Cкат» 6СТ-60L. «Электроисточник», Россия, Саратов

Bolk 6СТ-60 VL. «Кайнар», Талдыкорган, Казахстан
Примерная цена 2250 ₽
Измеренная масса 13,1 кг
Примерная цена 3000 ₽
Измеренная масса 13,8 кг

Внутренние органы

Снаружи дорогую АКБ не отличить от дешевой. Корпуса у них практически одинаковы, а этикетка более доступного изделия может выглядеть даже симпатичнее. Однако поставим простейший опыт: измерим реальную емкость батарей.

Для экспериментов мы приобрели четыре относительно дешевые батареи на 60 А·ч по цене от 2250 до 3000 рублей. Зарядили и нагрузили током в 3 А, чтобы определить емкость при 20‑часовом разряде. Критической отметкой напряжения, соответствующей полному разряду батареи согласно ГОСТ Р 53165–2008, взяли 10,5 В. Затем вновь зарядили батареи, остудили, и нагрузили каждую заявленным током холодной прокрутки при минус 18˚С.

Результаты электрических замеров недорогих АКБ

Время полного разряда током 3 А, ч Фактическая емкость, А·ч Процент от заявленной емкости, % Напряжение на клеммах на 10-й секунде разряда током холодной прокрутки при минус 18˚С (норма — 7,5 В)
«Автофан» 6СТ-60 VL 11,1 33,3 55,5 <7,5 В
(при токе 470 А)
Bolk 6СТ-60 VL 16,5 49,5 82,5 <7,5 В
(при токе 500 А)
«Русская звезда» 6СТ-60N 15,2 45,6 76 <7,5 В
(при токе 460 А)
CКАТ 6СТ-60L 14,2 42,6 71 <7,5 В
(при токе 500 А)

Дальнейшие замеры проводить не стали, потому что ясно: все батареи уже «провалились». Заявленный ток не выдают, а фактическая емкость гораздо меньше заявленной. Но в чем причина провала?

Ответ подсказали электронные весы. Масса испытанных батарей составила от 12,6 до 13,8 кг. А, например, успешно показавший себя в прошлых тестах аккумулятор Tyumen Battery Standard весит 15,9 кг при той же заявленной емкости! Разница — в несколько килограммов.

За годы проведения аккумуляторных экспертиз у нас набралась приличная статистика: как правило, облегченная батарея — это плохая батарея! Так, в экспертизе семилетней давности (ЗР № 11, 2013) места в хвосте турнирной таблицы (с 24-го по 27-е) заняли как раз самые дешевые и при этом легкие АКБ. И за эти годы ситуация не изменилась.

Цена в 2013 году, рублей Масса, кг
Cobat Energy 2230 13,88
Ecostart 1700 13,02
Black horse 1760 12,63

Как масса батареи может быть связана с ее электрическими характеристиками? По величине массы косвенно можно судить о количестве свинцовых пластин в корпусе. Как известно, для появления напряжения на клеммах аккумулятора достаточно всего одной пары пластин-электродов, но энергоемкость такой батареи будет ничтожной. Поэтому в каждую из шести банок-ячеек АКБ загружают по два полублока положительных и отрицательных пластин. Если их количество будет недостаточным, то и толку от таких «внутренних органов» будет немного.

А сколько пластин внутри тестиру­емых батарей?

Вскрытие показало…

Балаганов с Паниковским пилили гири — и напрасно. Мы же распилили четыре АКБ — и были вознаграждены.

Сверлим отверстие для слива электролита… …срезаем крышку АКБ… …теперь можно сосчитать пластины.

Сначала под ножовку угодили батареи дешевые — Bolk 6 СТ‑60 VL и «Русская звезда» 6CТ‑60N. Сразу стало ясно, что ячейки батарей заполнены не до отказа. Внутри «Русской звезды» мы даже обнаружили куски пластика, обеспечивающие плотную посадку тощих полублоков. Впрочем, для чистоты эксперимента «убили» еще пару АКБ: подороже, потяжелее и с хорошей репутацией. Из отечеcтвенных взяли Tyumen Battery Standard, из импортных — Medalist SMF 56031. Вскрытие подтвердило старое правило: производители АКБ, продающихся по демпинговым ценам, недокладывают в них дорогого свинца. Если в нормальных батареях мы обнаружили по 12 пластин в каждой ячейке, то в облегченных — в полтора раза меньше! Отсюда и нехватка ампер-часов.

Bolk — пример полупустой батареи. Выступающие ребра не дают пластинам болтаться внутри. Отметим, что в батарее «Русская звезда» для уплотнения содержимого размещены куски пластмассы. Содержимое одной из ячеек АКБ Bolk: 4 положительных пластины, 5 отрицательных. Емкость? Ее маловато…

Тем, кому число пластин ни о чем не говорит, советуем обратить внимание на их суммарную поверхность в пересчете на батарею. Чем больше площадь, тем значительнее ток, который может выдать батарея в стартерном режиме разряда, тем выше может быть запас ее энергии. Так вот, параметры тюменской батареи почти на 68% превосходят показатели «Русской звезды». Это игра в одни ворота.

Тюменская АКБ укомплектована полностью: 6 «+» и 6 «-» пластин-электродов.

Medalist — еще пример нормальной батареи: в каждом полублоке по 6 пластин, изготовленных методом просечки. Итого — 12 на ячейку. Для справки: просечная пластина весит примерно 28 г, а с намазкой — 90. Штампованная же пластина, как у тюменских АКБ, весит, соответственно, 40 и 120 г. Поэтому она тяжелее «Медалиста». 

Как на рынке!

Как же работают легкие батареи? А как умеют, так и работают. Обман состоит лишь в том, что вас обвесили. Почти как на рынке: просили два килограмма баранины, а вам всучили полтора. Купленная баранина при этом остается бараниной — есть ее можно, только порции будет меньше.

Та же ситуация и с нехваткой ампер-часов: батарея малой емкости первое время будет справляться с обязанностями, особенно если на дворе лето. Но с приближением холодов и ростом требуемого (пускового) тока сказка быстро закончится. Использование АКБ с малым количеством пластин приводит к возрастанию плотности тока на их поверхности. А это крадет ресурс. Поэтому, если разработчики автомобиля предписывают использовать АКБ на 60 А·ч, то никакие 40 А·ч для замены не годятся. Больше — пожалуйста, меньше — нельзя.

Результаты измерений рабочей поверхности пластин АКБ

Суммарное число пластин в ячейке Габариты пластины, мм Суммарная рабочая поверхность пластин батареи, дм²* Масса АКБ, кг
Bolk 6СТ-60 VL 9 143×117 180,7 13,8
«Русская звезда» 6CТ-60N 8 143×110 151 12,6
Medalist SMF 56031 142×105 12 214,7 14,4
Tyumen Battery Standard 12 143×123 253,3 15,9

*Каждая пластина имеет двустороннюю рабочую поверхность.

За АКБ — с безменом

Решились на покупку новой АКБ? Самое простое правило — игнорировать неизвестные бренды с названиями типа «Синяя лошадь» и т. п. Статистика «За рулем», накопленная с прошлого века, отделяет «бабочек-однодневок» от профи, выдающих год за годом достойные параметры. Испытания зарулевского уровня на серьезной технической базе давным-давно не проводит никто. Поэтому из всего многообразия имен остается довольно ограниченный выбор проверенных марок: это батареи Тюменского завода, изделия корейской фирмы Delkor, турецкие Mutlu, а также европейские Topla, Tab и еще несколько имен.

Выбирая АКБ, старайтесь брать самую большую из подходящих под штатное место в вашей машине. Не слушайте байки про то, что батарея повышенной емкости будет недозаряжаться — это чепуха. Не ошибитесь с полярностью: большинство автомобилей не позволяет разместить АКБ с неродным расположением клемм, потому что длины штатных проводов может не хватить. Не забывайте, что клеммы на «европейках» и «азиатках» различаются как по форме, так и по расположению.

И помните, что хорошая батарея при прочих равных должна быть тяжелой! А если и впрямь есть безмен — не стесняйтесь, взвешивайте!

Источник: За рулем

Метки:: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

6 Отзывы Ваш отзыв

  1. Сергей #

    Спасибо. Наконец-то озвучена тема бюджетных батарей для «народа». Имена «героев» : АКОМ , Саратов , Кайнар — в студию! ))) Самое интересное , что эти «герои» будут не в курсе существования такой продукции у них в ассортименте.)))

    • Вот опять-таки — не надо пинать заводы, особенно первый и третий.
      Да, у АКОМа есть АВТОФАН, которого от стыда нет даже на их официальном сайте, но есть и РЕАКТОР, есть и EFB (правда, ещё не совсем…), вроде как даже сделали сами! AGM!
      У КАЙНАРа , по крайней мере, то, что они позиционируют как «эконом» на самом деле крепкий «стандарт» в сравнении с прочими.
      Но, если на завод обращается какой-то суперкрупный дистрибьютор и хочет «подешевле», как ему отказать?- за твоей спиной производственный коллектив, который хочет кушать каждый день. Если претензий к качеству изготовления нет, то «что заказали, то и кушайте!»
      Я не знаю, чем ты занимаешься, а я «на передке» больше 20 лет и просьба «мне что-нибудь подешевле…» от того народа, за которого ты рубаху рвёшь, у меня лично иногда вызывает рвотный рефлекс.
      Но я и его (народ) тоже не берусь осуждать — обнищал он сильно, до того, что уже вместо мозгов решение принимает кошелёк…

      • Сергей #

        Михаил , ну что так волноваться ? На «передке» Вы или в «задке» , не важно. Выпуск такой продукции является банальным обманом покупателя, т.е. — мошенничеством . Крупный дистрибьютор и что ? Если Вы не уважаете людей и готовы втюхать любую шнягу , кто виноват ? Ну наклейте эмблемы МВ на Приору и продавайте как МВ. Ну не смешите людей . А халява всегда в почете .))) Касаемо трудовых коллективов , то они не получают прибыли от выпуска этого дерьма . Это не прибыльное дело для завода , важно не остановить производство и» не потерять кадры». Чем я занимаюсь ? В данный момент пишу Вам послание.)))

        • Я не думаю, что «не остановить производство и не потерять кадры» -второстепенное соображение.
          А, кроме того-«облегчёнка» тоже работает, правда, недолго, как и написано в обсуждаемой публикации. Так, как говорит моя мама: «Сколько пива- столько и песен!»
          Если потребитель непременно хочет «подешевле», как его удержать?
          Вот у меня, например, нет ни Автофана, ни Камеоса, ни прочих откровенно SS-Econom, как недавно прочитал в одном прайсе. Так это именно потому, что я «на передке», и мне потом объясняться на повышенных с конечным потребителем.
          А у «крупняка» может быть другая идеология.
          А, если вспомнить о закупках по 44-ФЗ, то в подавляющем большинстве случаев им только «облегчёнка» и нужна, т.к. деньги не свои…

          • Максим #

            Получатели акб по 44-ФЗ и рады бы качественные батареи брать, да не могут..
            Их механики сами потом страдают от «облегченных» батарей.

            • Потому, что решение принимают не они, а экономисты, которым на качество насрать!

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

Как Вы обычно поступаете с отработавшими свой ресурс автомобильными аккумуляторами? (1 вариант ответа)

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!