Автомобильный аккумулятор: выбирает эксперт «За рулем»

zrbattery1Как выбрать новую батарею? На что обратить внимание в первую очередь? Цена, габариты, бренд – с чего начинать? Такие вопросы приходится слышать нередко, поэтому мы собрали их воедино и решили провести своеобразный ликбез.

Автомобильный аккумулятор – товар сезонный, хотя используется круглый год. Когда на улице поют птички, а внутри двигателя плещется теплое масло, то прокручивать коленвал несложно – с этим справляется даже полудохлая батарея. А вот на холоде стартеру нелегко, и он норовит превратиться в чисто активное сопротивление, потребляющее очень большой ток. В итоге аккумулятор норовит отказать, а владельцу предстоит поход в магазин.

Как выбрать батарею

Если не хотите обращаться в сервис или к помощи продавца, то алгоритм выбора должен быть следующий.

Брать надо такую батарею, которая гарантированно уместится в отведенной ей нише, будь то моторный отсек, багажник или что-то еще. Согласитесь: глупо промахнуться на пару сантиметров! Одновременно определяем полярность: смотрим на старую батарею и соображаем, что у нее справа, а что слева? Само собой, что если машина не европейская, то и сами клеммы могут отличаться от большинства привычных – как по форме, так и по расположению.

После этого выбираем бренд. Тут мы однозначно советуем руководствоваться списком наших победителей последних лет и никогда не «клевать» на новичков или аутсайдеров. Даже если их этикетки самые красивые. Вот некоторые имена из тех, которые обычно нас не подводили: Tyumen (тюменские батареи), Varta, Мedalist, а-mega, Мutlu, Topla, «Актех», «Зверь».

Марка батареи, как правило, определяет и ее цену. Примерная стоимость автомобильных аккумуляторов европейского исполнения с габаритами 242×175×190 мм в 2014 году составляла от 3000 до 4800 руб. за обычную батарею, и от 6300 до 7750 руб. – для AGМ. Заявленные ток и емкость получатся сами собой – исходя из габаритов.

Важно: если у вас была установлена батарея AGM, то и менять ее следует только на AGM, а не на «обыкновенную». Обратная замена вполне допустима, но нецелесообразна экономически.

Теперь заряжаем батарею – даже только что купленную! Наш опыт показывает: в магазинах под видом новенького аккумулятора вам радостно втюхают «почти новый», с которого разве что успели вытереть пыль. Заряжаем, подключаем вместо старой батареи, и – ключ на старт!

Тем, кого интересуют технические нюансы

Полезно ли в холодное время перед пуском мотора «погреть» батарею включением фар?

Когда-то такой прием активно рекомендовался в литературе. Но последние проведенные исследования показали, что никакого реального эффекта при этом нет. Нагреться автомобильный аккумулятор все равно не успевает, а вот емкость теряет.

Зачем нужен индикатор-глазок?

Этот индикатор позволяет примерно оценить плотность и уровень электролита, чтобы выяснить, нуждается ли автомобильный аккумулятор в подзарядке. По большому счету, это игрушка, поскольку глазок находится только в одной банке из шести. Однако многие серьезные производители в свое время были вынуждены вводить его в конструкцию, поскольку отсутствие глазка воспринималось потребителями как недостаток.

Можно ли оценить состояние автомобильного аккумулятора по напряжению на клеммах?

Приблизительно можно. При комнатной температуре полностью заряженная батарея, отключенная от нагрузок, должна выдавать не менее 12,6–12,7 В.

Что скрывается за термином «кальциевая батарея»?

Ничего особенного: это обычный рекламный ход. Да, значки «Ca» (а то и «Ca – Ca») на автомобильных аккумуляторах сегодня присутствует все чаще, но легче они от этого не становятся. А ведь кальций – металл куда менее тяжелый, чем свинец. Все дело в том, что речь идет о совсем небольших (доли или единицы процента) добавках кальция в сплав, из которого изготавливают пластины батарей. Если его добавляют и в положительные, и в отрицательные электроды, то и получается то самое «Са – Са». Такие автомобильные аккумуляторы при прочих равных условиях труднее закипают, что важно для необслуживаемых батарей. Меньше у таких батарей и саморазряд при хранении. Поэтому «обычных» батарей с добавками традиционной прежде сурьмы (их обычно выдает наличие пробок) сегодня в продаже почти не встретишь! Заметим, что не все в них так уж плохо: например, они куда лучше переносят глубокие разряды!

Почему автомобильные аккумуляторы при проверке выдают заявленный ток так недолго?

Надпись 60 Ah — это скорее дань традиции, чем полезная информация. К сожалению, почти никто из производителей не указывает резервную емкость батареи, измеряемую в минутах.

Действительно, если емкость равна 60 А•ч, то арифметика подсказывает: ток в 600 А должен выдаваться примерно 0,1 часа или 6 минут! А реальный счет идет всего лишь на десятки секунд… Все дело в том, что емкость батареи зависит от тока! А при указанном токе емкость батареи составляет уже не 60 А•ч, а гораздо меньше: примерно 20-25! Надпись 60 А•ч говорит лишь о том, что в течение 20 часов при температуре 25ºС вы можете разряжать свой аккумулятор током, равным 60/20=3А – и не более того. При этом в конце разряда напряжение на выводах аккумулятора не должно опуститься ниже 10,5 В.

Зачем выбирать батарею с заявленным током, скажем, 600 А, если реальная потребность вдвое меньше?

Заявленный ток – это еще и косвенный показатель качества автомобильного аккумулятора: чем он выше, тем ниже его внутреннее сопротивление! К тому же, если взять крайний случай, когда, не дай бог, масло загустело настолько, что стартер вообще еле-еле сдвигает с места коленвал, то вот здесь-то и может понадобиться максимально возможный ток.

Правда ли, что при установке на машину автомобильного аккумулятора большей емкости, чем у штатного, он будет недозаряжаться, а стартер может выйти из строя?

Нет, неправда. Что помешает батарее зарядиться полностью? Уместно провести аналогию: если вы зачерпнули стакан воды из ведра или из огромной бочки, то для восстановления исходного уровня жидкости вам потребуется долить из-под крана все тот же стакан – как в ведро, так и в бочку. Что касается ожидаемой поломки стартера, то его ток потребления не изменится, даже если емкость батареи вырастет раз в сто или тысячу. Закон Ома от ампер-часов не зависит.

Разговоры про грядущие поломки уместны разве что для экстремалов, привыкших выбираться из болота на стартере. При этом последний, понятное дело, очень сильно греется, а потому маленькая батарейка, которая разрядится быстрее большой, может спасти его от смертельного перегрева, умерев первой… Но это – гипотетический случай.

Сразу отметим один любопытный нюанс. В советские времена на ряде армейских грузовиков было строго запрещено устанавливать автомобильный аккумулятор большей емкости! Но причина была именно в том, что когда двигатель не желал пускаться, водители частенько крутили стартеры до тех пор, пока аккумулятор не разрядится полностью. Стартеры при этом сильно перегревались и нередко выходили из строя. А чем выше емкость батареи, тем дольше можно было издеваться над бедным электромотором. Именно для защиты стартеров от подобного издевательства и появилось когда-то требование не превышать емкость батареи выше «стандартной». Но сейчас это неактуально.

Вопрос на миллион: что измеряют в ампер-часах?

Во всяком случае, не емкость батарей! Это распространенное заблуждение даже в среде профессионалов. Которые, однако же, теряются, когда их спрашивают, каким образом произведение тока на время дает емкость? Потому что правильный ответ такой: ампер-час — единица измерения заряда! 1 А•ч = 3600 Кл. А емкость измеряют в фарадах: 1Ф = 1Кл/1 В. Те, кто в это не верит, могут обратиться к любому справочнику — например, к бошевскому.

Что до аккумуляторов, то запутанная терминология жива до сих пор. И то, что на самом деле является зарядом, по старинке обзывают емкостью. Некоторые учебники выкручиваются — мол, «емкость оценивают в ампер-часах». Не измеряют, а оценивают! Ну, что ж, хотя бы так…

Кстати говоря, в советские времена выбрать батарею было несравнимо проще – только по ампер-часам. Скажем, на «Волгу» надо было искать автомобильный аккумулятор на 60 А•ч, на «Жигули» –55 А•ч. Полярность и клеммы на отечественных авто были одинаковые. Сегодня же ориентироваться только на ампер-часы не стоит, поскольку изделия разных производителей при одинаковой емкости могут довольно сильно отличаться по прочим параметрам. Скажем, батареи 60 А•ч могут иметь 11-процентный разброс по высоте, 28-процентный по заявленному току и т. п. Цены при этом также живут своей жизнью.

И последнее. Если вместо «А•ч» увидите надпись «А/ч» (на этикетке, в статье, в рекламе — неважно) — не связывайтесь с этой продукцией. За ней стоят необразованные и безразличные люди, не имеющие элементарного представления об электричестве.

Что такое батарея AGM?

Основная область применения AGM — это автомобили с режимами «Старт-стоп». На этой батарее даже указано: Start Stop!

Формально говоря, автомобильный аккумулятор AGМ – это то же свинцово-кислотное изделие, к которому привыкли многие поколения автомобилистов, но при этом оно гораздо совершеннее своих предков и в ближайшее время полностью вытеснит их с рынка.

AGM (Absorbent Glass Mat) – это технология изготовления аккумуляторов с абсорбированным электролитом, которым пропитаны микропоры сепаратора. Свободный объем этих микропор разработчики используют для замкнутой рекомбинации газов, тем самым не давая испаряться воде. Водород и кислород, покидающие отрицательную и положительную пластины соответственно, попадают в связанную среду и вновь соединяются, оставаясь внутри батареи. Внутреннее сопротивление такой батареи ниже, чем у «жидких» предшественниц, поскольку проводимость сепаратора из стекловолокна лучше по сравнению с традиционными «конвертами» из полиэтилена. Поэтому она способна отдавать более высокие токи. Плотно сжатый пакет пластин мешает активной массе осыпаться, что позволяет выдерживать глубокие циклические разряды. Такой автомобильный аккумулятор может работать хоть вверх ногами. А если разбить ее вдребезги, то даже в этом случае ядовитой лужи не будет: связанный электролит должен остаться в сепараторах.

Сегодняшние области применения AGМ – это автомобили с режимом «Старт-стоп», машины с повышенным энергопотреблением (МЧС, «скорая») и т. п. Но уже завтра «простой» автомобильный аккумулятор потихоньку уйдет в историю…

Взаимозаменяемы ли AGМ и обычные батареи между собой?

Автомобильный аккумулятор AGM заменяет «обычный» на 100%. Нужна ли такая замена, если автомобилю хватает исправной штатной батареи – другой вопрос. А вот обратная замена, конечно же, неполноценна – она может применяться на практике только в безвыходной ситуации и как временный вариант.

Правда ли, что автомобильный аккумулятор AGМ на 50 А•ч можно применять вместо обычного на 90 А•ч?

Это, извините, чепуха. Как можно почти вдвое уменьшить заряд и говорить, что разницы не будет? Потерянные ампер-часы не компенсирует никакая технология, даже AGM.

Верно ли, что большой ток батареи AGМ может погубить стартер автомобиля?

Конечно же, нет. Ток определяется сопротивлением нагрузки, а в данном случае – стартера. И даже если автомобильный аккумулятор может выдать ток в миллион ампер, стартер возьмет себе ровно столько, сколько и от обычной батареи. Нарушить закон Ома ему не под силу.

На каких авто нежелательно применять AGM?

Такого ограничения нет. Даже если рассматривать древние машины с абсолютно неисправным реле-регулятором и нестабильным напряжением в сети, то и в этом случае автомобильный аккумулятор AGM помрет не раньше обычного, а даже позже. Предельное напряжение, выше которого возможны неприятности, составляет примерно 14,5 В для обычных батарей и 14,8 В для AGM.

Какой автомобильный аккумулятор сильнее боится глубокого разряда – AGМ или обычный?

Обычные. После 5-6 глубоких разрядов они могут окончательно «обидеться», в то время как для AGM это число практически не ограничено.

Можно ли считать автомобильный аккумулятор AGМ полностью необслуживаемым?

Это вопрос устоявшейся терминологии, работающей больше в пользу пиара, нежели науки. Строго говоря, этот термин некорректен – как для батарей AGM, так и для любых других автомобильных аккумуляторов. Полностью необслуживаемой можно называть разве что пальчиковую батарею АА, а любой свинцовый автомобильный аккумулятор таковым, вообще говоря, не является. Даже лидер технологии – батарея AGM – является герметичной, скажем так, на 99%, но не на все 100%. И такую батарею все-таки нужно обслуживать – проверять заряженность, подзаряжать при необходимости и т.п.

Чем гелевые батареи отличаются от AGM?

Кстати, популярнейшая батарея Optima – тоже AGM! Гелевой ее называют разве что на форумах, но это в корне неверно.

Как минимум тем, что гелевых автомобильных аккумуляторов… не существует! Вопрос порожден устоявшейся неверной терминологией: гелевые батареи применяют, например, в электропогрузчиках или поломоечных машинах. Электролит в них, в отличие от обычных автомобильных аккумуляторов с жидкой кислотой, находится в загущенном состоянии. В аккумуляторных батареях с технологией AGM электролит связан (пропитан) в специальном сепараторе из стекловолокна.

Заметим, что популярнейшая батарея Optima – тоже AGM, а вовсе не гелевая.

Что такое резервная емкость батареи?

В теплых странах автомобильный аккумулятор не ведает зимних проблем с загустевшим маслом и вяло вращающимся стартером…

Этот параметр показывает, долго ли холодной дождливой ночью продержится автомобиль, у которого испортился генератор. Эксперт скажет иначе: за сколько минут напряжение на клеммах батареи, выдающей в нагрузку ток 25 А, снизится до 10,5 В. Измерения проводят при температуре 25 °С. Чем выше результат, тем лучше.

Надеемся, что наши советы помогут вам выбрать нужную батарею и освежить в памяти любопытную «аккумуляторную» информацию.

Удачи на дорогах!

Тест 2014 10 аккумуляторных батарей: электрические дуэты

Сравнительные испытания различных автомобильных аккумуляторов мы проводим каждый год. Самые свежие результаты, где мы сравнивали 10 батарей, можно увидеть здесь.

Желающие могут ознакомиться и с экспертизами прошлых лет: 2013, 2012, 2011, 2010 и т. п.

Источник: Михаил Колодочкин, За рулем

Метки:: , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

13 Отзывы Ваш отзыв

  1. Михаил #

    Добрый день всем, джентльмены! Не нашёл на портале форум, поэтому здесь:
    какая у меня интересная ситуация- недавно один из потребителей обратился ко мне, скажем так- пока с просьбой, доказать ему, что поставленные ему АКБ выполнены именно по AGM- технологии…
    Сомнения у него такого характера- 1. АКБ с пробками в крышке (но я такое видел даже в первых AGM от JC, которые шли на конвейер в начале двухтысячных годов, выпускались небольшими партиями, и моноблоки с крышками использовались стандартные (т.е. от обычных АКБ).
    2. При выкручивании пробки виден резервный запас электролита (но его я видел и при вскрытии других AGM-батарей этого же производителя (его ноу-хау!)
    3. Сертифицированы АКБ как жидкостные (код ТН ВЭД 8507 10 200 3, но я в справочнике кодов не нашел спец.кода для AGM, есть код «прочие», но таможенники не любят «прочие», поэтому сертификация происходит по ближайшему по смыслу конструкции и состава товара коду. Видимо, зацепились за то, что изначально электролит жидкий, просто абсорбирован в сепараторы…)
    Есть ли какие варианты, кроме вскрытия?
    Заранее всем спасибо
    P.S. На этикетке АКБ аббревиатура AGM присутствует

    • admin #

      Судя по описанию, данная батарея скорее всего произведена по обычной (не AGM) технологии.

      Но это при наличии пробок проверить очень просто — посмотрите какие сепараторы в ней стоят. В AGM батареях используются белые толстые (толщиной в несколько мм) сепараторы из стекловолокна, а в жидкостных АКБ — серые тонкие (около 1 мм) полиэтиленовые.

      Можете увидеть как выглядит AGM сепаратор без вскрытия батареи в этом видео, например — http://youtu.be/2ooulAIa448 (смотрите на 6-ой минуте).

      • Большое спасибо, admin! Как- то я об этом способе не подумал, так всегда- очевидные вещи не замечаешь… действительно, в отверстия заливных горловин увидели замечательные толстые белые сепараторы, т.е. батарея реально AGM, хотя и с пробками…
        Очередной повод «пнуть» побольнее изобретателей батарей без пробок- в плане диагностики действительно полная ж-па- ни плотность, ни уровень, ни цвет- ничего не посмотришь!

        • admin #

          Рад, что смог помочь! Действительно, иногда не замечаешь того, что лежит на поверхности.

  2. Алексей #

    Автор статьи не знаком с принципом работы кислородного цикла в герметичных аккумуляторах с помощью которого реализуется возможность электровосстановления кислорода на отрицательном электроде. Конструкцией аккумулятора не допускается выделение водорода т.к.
    его рекомбинация невозможна без специальных катализаторов на основе платины и палладия.
    По этим причинам в существующих герметичных аккумуляторах с AGM или Gell при заряде в основном выделяется кислород на положительном электроде который в последствии электровосстановливается на отрицательном электроде. Выделение водорода на отрицательном электроде, в случае нарушения режимов и условий заряда, приводит к повышению давления внутри аккумулятора и выбросу избытков газов из аккумулятора через предохранительный клапан, что снижает срок службы батареи

  3. Рустэм #

    А как на практике измерить емкость в фарадах?

    • Михаил #

      Есть приборы- измерители емкости. Кстати, фарада-это огромная величина, сейчас влёт не вспомню, что она означает (Отправляю к Википедии), но суть в том, что для стартерного аккумулятора это измерение не имеет практического смысла, ибо главное его назначение-создать мощный импульс ТОКА для проворота стартера, а это величины впрямую не связаны. Например, огромные щелочные аккумуляторы, что стоят на электрокарах, электропогрузчиках, вряд ли смогут запустить, например, КамаЗовский двигатель, т.к. их внутреннее сопротивление значительно больше импеданса стартера, и в соответствии с законом Ома для полной цепи на стартер придётся значительно меньшая доля напряжения, и он вращаться будет очень медленно…

  4. leadkiller #

    Опять нобелевка пропадает…расскажите, пожалуйста, как идет рекомбинация газов в AGM сепараторе? Формулу — в студию!
    И опять — о какой «проводимости» вы говорите? Если берете на себя смелость укорять аккмуляторщиков в неточностях, типа А/ч, то уж, будьте любезны, сами следите за грамотностью своей речи.
    Попахивает пиаром AGM продукции, ничем более…

  5. Ну вот наконец-то! Ну ведь замечательная статья, практически никаких косяков, пожалуй, за исключением тезиса «AGM работают хоть вверх ногами»- это не так, они могут работать на боку, причем только на длинном (в коротких расположены клапана, те самые VRLA), а в новом AGM- аккумуляторе есть резервных запас электролита над пластинам, специально для спасения в случае попадания под перезаряд…Ну и весьма спорно упование на брэнд, но тут уже вопрос доверия и высокого профессионализма, а для «чайников», может, и дельный совет.
    Парни из Иркутска, надо Колодочкина активней привлекать к просвещению, может, даже ему деньги платить (точная информация того стоит!), а не собирать по журналам тридцатых годов полоумные размышления о «доливке электролита»…

    • Алексей #

      Вы это, несколько погорячились про «резервных запас электролита над пластинам в новом AGM- аккумуляторе»

      И про «замечательную статью» тоже.

      Статья просто неплохая.
      Но не без ошибок.
      Например, заявление о том, что в AGM-батареях «число циклов практически не ограничено» не соответствует действительности.
      Заявление про «заряжаем батарею – даже только что купленную» — тоже спорное. При покупке нормальный продавец всегда замеряет напряжение на клеммах. Батарею с напряжением меньше 12.5В продавать/покупать нельзя. А батарею с напряжением выше 12.5В можно устанавливать.
      Вариант покупки у «ненормальных» продавцов вообще не рассматривается: действия дураков невозможно ни систематизировать, ни анализировать.

      В любом случае у Колодочкина получается много хуже.

      Так что в целом авторам спасибо.

      • Михаил #

        Дружище Алексей, через мои руки их проходит несколько сотен тонн в год, так что я точно знаю, о чём говорю…Касательно числа циклов- ну, действительно, приврал, хотя на практике так оно и есть (т.е. если говорить о стартерном применении, в сравнении с SLI)
        Касательно зарядки только что купленной-правильно было бы сказать :»проверяем и при необходимости заряжаем»
        А касательно «замечательная статья»- если бы все мои покупатели приходили ко мне, прочитав её и поняв хотя бы половину, я был бы просто счастлив…Если бы ты послушал хоть десятую часть того бреда, который мне приходится выслушивать почти каждый день, ты бы со мной согласился. Кстати, 12,5В- это заряженность на 75%, зимой это не есть хорошо, лучше бы 12,7, что соответствует плотности 1,28. Кстати, ещё-полностью заряженные AGMки, как правило, НРЦ показывают примерно на 0,1В больше, чем SLI -трудно объяснимый с точки зрения электрохимии факт…

        • Алексей #

          Коллега Михаил, я вас понимаю. Очень хорошо понимаю.

          Касательно бреда: может, стоит собрать бред в статью и разом всё высмеять («что б два раза не вставать»)?
          Подумайте. Будет очень полезно, познавательно и весело. Готов почесать репу и вспомнить что-нибудь.
          В нашей практике был случай, когда покупатель после покупки батареи немедленно слил электролит и залил свой. А потом принёс батарею в гарантийку и угрожал посадить всех в тюрьму за то, что ему продали негодный товар.
          Вот, что еще сразу пришло в голову: «Только мне Бош не надо, мне Варту дайте. Мои механики говорят, что Бош барахло, а вот Варта — то, что надо». Это, как ни смешно, совпадает с точкой зрения г-на Колодочкина, который в своих рейтингах завсегда ставит эти две марки на полярные позиции.

          • Михаил #

            Вы знаете, Алексей, на заре своей деятельности я тоже думал собирать такие приколы, чтоб потом тиснуть брошюрку ( у меня второе образование журфак…), а потом понял, что, во-первых, случаи эти все очень однообразны (хрестоматийный пример- BOSCH vs VARTA), а, во-вторых- смеяться будем только мы, т.е. узкий кружок специалистов, подавляющее большинство читателей просто «не въедет» в ситуацию. Как пример- начали мы недавно заниматься «тяжестью» от корейцев
            исполнением CMF, т.е. без пробок. Разговариваю с покупателем, он удивляется:
            «Как же доливать, заряжать, проверять?» — я ему отвечаю: «как специалисту, мне это тоже очень не нравится, ибо диагностика только MIDTRONICSом и вилкой весьма недостоверная, но печальная и парадоксальная практика эксплуатации показывает, что, чем меньше вы, твари, туда лезете, тем дольше батарея работает!» Так он вынужден был со мной согласиться, вот такая беда…
            Кстати, загляни на мой сайт http://www.akkumbel.ru- я периодически там пописываю всякие мысли, кое-что даже у меня «подворовывали»…

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

Какая цена является "справедливой" для качественного импортного термозащитного чехла автомобильного аккумулятора (1 вариант ответа):

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!