Экспресс-диагностика АКБ: менять не надо миловать.

УжасноПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (16 голос(ов), средний: 4,13 из 5)
Загрузка...

exp800_3_lgПопулярность принципа «все в одном» добралась и до автомобильных сервисов. И все бы ничего, но точности в диагностике состояния батареи стало значительно меньше. До технической революции последних лет самочувствие автомобильного аккумулятора определяли специалисты с помощью целого арсенала дорогостоящей и, к слову сказать, довольно громоздкой техники. Взять хотя бы нагрузочную вилку. Точность измерений при таком способе — как в аптеке. Пристальное технологическое внимание спасало и совесть самого сервиса, и честь производителей аккумуляторов. Сегодня же в большинстве автомастерских вывод о состоянии АКБ делает один единственный прибор. Но, зачастую, квалификации по части его применения у работников сервисов нет. Достаточных знаний о конструкции аккумуляторных батарей – и подавно. Эти два фактора сыграли с рынком аккумуляторов злую шутку.

Разговор с представителем фирмы MIDTRONICS, являющимся одним из идеологов алгоритма диагностики, заложенного в приборах экспресс-тестирования, раскрыл об их применении много интересных фактов.

Во-первых, изначально прибор был призван облегчить диагностику бортовой сети и бывшей в употреблении аккумуляторной батареи необслуживаемой конструкции с так называемой двойной крышкой без пробок и доступа к электролиту. Интерес к быстрому тестированию подогрел и спрос на VRLA батареи для автомобилей с системой STOP/START, где доступ к электролиту в принципе невозможен ввиду его отсутствия в свободном виде.

Во-вторых, прибор рассчитан скорее на европейский рынок, где аккумуляторы на базе литых токоотводов из низкосурьмянистого сплава — раритет или признак устаревшей технологии.

Получается интересная картина: принцип работы экспресс-тестов основан на измерении сопротивления, хотя на диагностику отечественных батарей влияют помимо температуры, и времени хранения, еще и конструктивные отличия. Но прибор этого не учитывает. Несмотря на то, что каждое новое поколение тестеров расширяет диапазон измерительных систем, до сих пор у них нет выбора по параметру: новая это батарея или б/у, кальциевая или низкосурьмянистая, на базе экспандированного токоотвода или литого. Однако, именно эти конструктивные особенности вносят в результаты измерения самую существенную погрешность. Может ещё бы годик аккумулятор побегал. А его заменяют на основании предательских показаний. Далее – лишние траты на новую АКБ и поток негатива в адрес ни в чем не повинного производителя.

Впрочем, создатели экспресс-тестов все же опомнились. Следующее поколение приборов призвано исключить диагностику новых АКБ. Представители фирмы MIDTRONICS признают, что сравнивать новые аккумуляторы по величине тестируемых значений – некорректно. Особенно, если эти батареи имеют существенные различия в конструкции и технологии производства. Ведь самый важный фактор, влияющий на результат измерения, — сопротивление электродных пластин. А оно зависит и от переходного сопротивления контакта активной массы с токоотводом, и от количества и площади электродов, и от самой площади сечения токоотводящих частей, деталей и сварных соединений. И, если переходное сопротивление на решетках литых токоотводов в десятки раз ниже, чем на сетках экспандированных или штампованных токоотводов, то прибор может диагностировать повышенные значения тока при остальных равных условиях. Вывод следующий: при эксплуатации, батарея, выдавшая лучший результат по версии экспресс-теста, на деле может показать заурядные электрические и эксплуатационные (саморазряд, расход воды) характеристики и наоборот.

Как правило, производитель указывает на этикетке ту величину стартерного тока, которую батарея в состоянии обеспечить на одном из трех разрядов при полном заряде, на специализированном оборудовании, согласно требованиям европейского стандарта EN 50342. Показания приборов MIDTRONICS и их аналогов не являются ни их подтверждением, ни их опровержением, ввиду другого их предназначения.

Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея — одна из немногих систем, на которую еще не разработана точная математическая модель, ввиду сложности и не изученности протекающих в ней процессов. Соответственно ни одно измерение и алгоритм расчета не может поспорить в точности с реальными результатами испытаний.

Вот тут то и начинаются чудеса и фокусы для потребителя. Чтобы устранить перекос в гонке за лидерство на вторичном рынке, где основной показатель качества — ток холодной прокрутки, производители необслуживаемых батарей колдуют над конструкцией. Они вынуждены увеличивать количество электродных пластин за счет уменьшения их толщины, что естественно сокращает срок службы и надежность АКБ. Или, в ином случае, занижают показатели тока на этикетке, для нивелирования всех погрешностей экспресс- измерения, что затрудняет, в итоге, их продажу.

Чтобы не попасться на удочку экспресс-диагностов и производителей АКБ закрытого типа нужно помнить, что, во-первых, автопарк состоит в основном из иномарок с продуманными системами зажигания, и что в условиях современных зим, реальные величины тока, потребляемого стартером, находятся в пределах 100 – 150 ампер. Во-вторых, тестируемые значения не отражают истинных возможностей аккумулятора, а говорят о степени заряженности и косвенно о конструкции АКБ. В-третьих, если значения высоки, значит перед вами низко сурьмянистая батарея с литыми токоотводами и ее нужно периодически подзаряжать и доливать воды. Если же она кальциевая, то внутри конструкции много пластин и они очень тонкие. Подзаряжать ее не нужно, да и воды доливать не требуется, но о длительных сроках службы мечтать не стоит.

И, если тестер сказал о батарее «Пациент скорее мертв, чем жив», не спешите принимать финансовые решения. Найдите профессионального диагноста. Возможно, автомобильное сердце рано списывать со счетов.

Автор: Илья Федосеев




Метки:: , , , , , , , , , , ,

ОРИГИНАЛЬНЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ ИЗ ЯПОНИИ

2 Отзывы Ваш отзыв

  1. А когда эти чудесные приборы будут официально продаваться в Беларуси? И внесены ли они в Реестр средств измерений хотя бы в РФ?

  2. Мой первый MIDTRONICS i35p появился у меня более 6лет назад, сейчас у меня 6 приборов 3 разных видов, и ответственно заявляю- вкупе с различными! (у меня 100,200, 300, 500 и 1000А!) нагрузочными вилками, опытом, а, если надо, и сабельной пилой они оказывают большую помощь в достоверной диагностике АКБ. Касательно же «рано списывать» -у меня раньше тоже была дурная привычка экономит деньги клиента, пока один из покупателей не рассказал мне, как опоздал на самолет из-за отказа АКБ, которая, с моих слов, могла бы «ещё поработать»…может, и могла бы, но у него был слегка «подклиненный» стартер (хотя касательно нормы в 100-150А согласен) А была бы АКБ новая, всё закончилось бы благополучно, и «клин» бы этот спокойно впоследствии устранили…

Ваш отзыв





При равной цене какой аккумулятор Вы бы поставили на свой японский автомобиль (1 вариант ответа)?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Check particles and PR

Free counters!

Портал о возобновляемых источниках энергии - 10,000 компаний по всему миру