Что такое AGM аккумуляторы и как их правильно заряжать

Все об AGM аккумуляторах: отличия, как заряжать, плюсы и минусы.

Что такое AGM аккумулятор

AGM аккумулятор — это аккумулятор, имеющий вместо жидкого электролита специальные проводящие пластины-абсорбенты. Аббревиатура AGM расшифровывается как Absorbent Glass Mat. Дословно переводится как «впитывающий стекловолоконный коврик». По большому счету, это почти дословное описание отличительной черты технологии. В обычном свинцово-кислотном аккумуляторе роль электролита выполняет жидкость — раствор дистиллированной воды и серной кислоты. Жидкость находится в свободном состоянии между свинцовыми пластинами и ее уровень можно контролировать. В AGM аккумуляторе электролит абсорбирован в специальных пористых матах из стекловолокна, которые заполняют пространство между пластинами вместо жидкости. Плюсы и минусы такого решения будут рассмотрены далее. В остальном процессы, протекающие в батарее с технологией AGM, не отличаются от таковых в классической АКБ.

Стоит отметить, что часто AGM батареи называют гелевыми, отождествляя эти типы. Это ошибка — так называемые «гелевые» АКБ выполнены по другой технологии, и к AGM отношения не имеют.

Где используются AGM аккумуляторы

Четко определенной ниши для применения AGM технологии нет. Такой тип аккумуляторных батарей считается универсальным, и способен заменить заводской АКБ на подавляющем большинстве обычных автомобилей. Тем не менее, есть сложившаяся обратная специфика: для машин, оснащенных системой Start-stop, рекомендуется именно AGM. Это связано с особенностями процесса заряда и высоких пусковых токов, где «стекловолоконные» батареи показывают себя значительно лучше классических.

Отличие AGM аккумулятора от других типов

Разобранный аккумулятор изготовленный с применением технологии AGM

Кратко перечислим особенности физического устройства AGM в сравнении с основными подвидами автомобильных батарей.

  • От обычного аккумулятора с жидким электролитом AGM отличается наличием стекловолоконных перфорированных матов, заполняющих пространство между свинцовыми пластинами. То есть, электролит так же присутствует (без него работа любой батареи невозможна в принципе), но технологически выполнен иначе.
  • От гелевого аккумулятора AGM отличается форм-фактором и агрегатным состоянием электролита. В гелевых моделях между пластинами залит силикагель (после изготовления батареи он твердый и нетекучий), в порах которого содержится электролит. Тогда как в AGM электролит скрыт в пропитанных им матах.
  • От кальциевого аккумулятора AGM отличается практическим тем же, чем от обычной свинцово-кислотной батареи. Здесь уместнее говорить об отличиях «кальция» от классической АКБ: в первом свинцовые пластины легированы не сурьмой, а кальцием. В остальном их внутреннее устройство идентично.

Плюсы и минусы AGM аккумулятора

Несмотря на появление описанных выше современных подвидов, до сих пор подавляющее большинство аккумуляторов под капотом в нашей стране — самые обычные, с жидким электролитом и свинцово-сурьмовыми пластинами. Поэтому все приведенные далее плюсы и минусы AGM рассмотрены относительно «классики», с некоторыми пояснениями.

Плюсы AGM аккумулятора

  • Не требуют обслуживания, даже минимального.

Здесь нужно пояснение. С точки зрения рядового обывателя это плюс. Но есть и обратная сторона. Если даже в формально необслуживаемые АКБ с жидким раствором при необходимости можно долить дистиллировки (или заменить электролит полностью), с AGM так не получится. При падении эффективности такого типа батарей сделать с ними уже ничего не получится.

  • Низкий саморазряд. AGM аккумуляторы гораздо дольше держат емкость в состоянии бездействия.
  • Возможность установить аккумулятор в любом положении. Это обусловлено отсутствием жидкой компоненты в конструкции. Теоретически можно ставить AGM даже вверх ногами, но такая позиция производителями все же не рекомендуется.
  • Легко переносят глубокий саморазряд (даже неоднократный). В этом плане AGM технология намного предпочтительнее традиционной и, тем более, кальциевой. В последнем случае достаточно посадить батарею на морозе несколько раз, и она придет в полную негодность.
  • Намного более эффективные характеристики работы при низких температурах, в среднем до -30 градусов.
  • Пожаробезопасность у AGM выше. Сказывается полностью закрытый цикл химических процессов и, как следствие, отсутствие выделения газов во внешнюю среду в процессе зарядки. По этой же причине AGM считается менее вредным для человека.
  • Способность быстро заряжаться и не терять ресурс при постоянном недозаряде. Именно эти два свойства сделали технологию AGM практически безальтернативной для систем Start-stop. Где огромное количество циклов запуска двигателя (а значит, высокой пиковой токоотдачи) сочетаются с короткими городскими пробегами (следовательно, недозарядом). В таких условиях только AGM аккумуляторы способны «выживать» на протяжении продолжительного времени.

Минусы AGM аккумулятора

  • Требовательность к системе зарядки. Является обратной стороной таких достоинств как быстрый прием заряда и возможность долгой работы при неполной емкости. Поэтому на машинах с простой системой регулировки заряда AGM аккумулятор может не показать расчетного ресурса.

По этой же причине отдельно заряжать такие батареи очень желательно специальным интеллектуальным зарядным устройством, имеющим режим зарядки AGM. Если запустить цикл заряда обычным дешевым автоматом «со стрелочкой», или подобным устаревшим прибором, батарею можно серьезно повредить с первого же раза.

  • Высокая стоимость. В среднем AGM аккумулятор обойдется от 1,5 до 2 раз дороже обычного.

Как зарядить AGM аккумулятор

Конкретной инструкции по зарядке AGM аккумулятора дать невозможно — все зависит от применяемого устройства. Как было отмечено выше, прежде всего, нужно понимать, что заряжать этот тип батарей примитивным советским пуско-зарядным устройством (и аналогами, выпускающимися по сей день) категорически нельзя. Для эффективного и безопасного процесса в характеристиках устройства обязательно должен быть режим для работы с AGM. Далее необходимо лишь следовать инструкции — устройство все сделает в автоматическом режиме. Тем не менее, можно описать общий алгоритм действий при подготовке к процессу зарядки AGM.

  • Батарея должна согреться (или остыть) до комнатной температуры. Это гарантирует наиболее эффективный прием заряда.
  • Зарядное устройство также нежелательно включать сразу после переноса его с мороза или нахождения под солнцем. Если до этого оно находилось на улице где влажно, или температура ощутимо отличалась от комнатной — необходимо подождать в среднем полчаса.
  • При подсоединении клемм зарядного устройства к выводам АБК убедитесь в их надежной фиксации. Плохой контакт может искажать данные о напряжении, которые интерпретирует процессор з/у в процессе работы. Это приведет к некорректному режиму зарядки.
  • Всегда доводите процесс зарядки до конца. Только полностью завершенный цикл (при исправности самого аккумулятора) гарантирует полный набор емкости батареей.

Источник: www.autonews.ru

_______________________________________________________________________________

BATTERY-INDUSTRY.RU ВКонтакте
BATTERY-INDUSTRY.RU в Telegram

Метки:: , , , , , , , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

1 отзыв Ваш отзыв

  1. Михаил #

    «Кальциевые» -относится к химсоставу решётки, так что AGM-тоже кальциевые, но несколько иной процентный состав свинца.
    «Гелевые»- там не залит силикагель, там жидкий электролит «загущен» силикагелем.
    Есть пикантный нюанс касательно размещения AGM-батарей- они очень не любят подкапотное пространство, где летом температура достигает 80-90град, в то время как допустимая температура электролита 55град. Поэтому умные автопроизводители размещают AGM-батареи в багажнике, под сиденьем, под запаской в багажнике, но не под капотом. Там его преимущества по сроку службы очень сильно минимизируются вследствие элементарного высыхания пропитанного электролитом стекловолокна…Так что те понтярщики, которые хотят под капот сунуть «крутую» АКБ, будут сильно разочарованы (кстати, такие есть и среди автопроизводителей…печально)
    И последнее- напряжение зарядки AGM не должно превышать 14,8-15вольт, вот для этого как раз и существуют либо специальные ЗУ, либо многорежимные

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

Как Вы относитесь к приобретению термозащитного чехла для автомобильного аккумулятора (1 вариант ответа)?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!