Деньги — в свинец (тест аккумуляторов от журнала «За Рулем» 2019)

Впервые мы сравниваем аккумуляторные батареи, изготовленные по разным технологиям. Цель — выяснить, стоит ли переплатить за более продвинутую АКБ, чтобы навсегда забыть о проблемах с аккумулятором.

Во всех предыдущих экспертизах, начиная с 2004 года, мы сравнивали батареи, изготовленные по одной технологии. Чаще всего это были обычные свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом. Однако на рынке появились изделия с различной «генетикой», которая должна придавать им особые черты. Так, помимо обслуживаемых и полностью необслуживаемых батарей (читай: с доступными пробками и вообще без таковых) можно приобрести AGM-аккумуляторы (с абсорбирующим стекловолокном); EFB-аккумуляторы (дешевая альтернатива AGM, отличаются от обычных разве что конструкцией сепаратора); а также пока редкие аккумуляторы AGM TPPL (еще одна модификация AGM-батарей — с решетками из чистого свинца без примеси кальция). Итого — пять типов.

Преимущества более продвинутых батарей хорошо известны. Например, удельная энергоемкость простых аккумуляторов составляет 30-40 Вт-ч/кг, сделанных по технологии AGM -40-45 Вт-ч/кг, а по технологии AGM TPPL — до 50 Вт-ч/кг. Ожидаемый срок службы этих батарей составляет соответственно четыре-пять, пять-шесть и от восьми до двенадцати лет. Продвинутые батареи могут работать в режиме «старт-стоп», который простым изделиям противопоказан. А их саморазряд должен быть ниже в несколько раз.

Но есть ли смысл устанавливать навороченную батарею на автомобили без «старт-стопов» и сверхмощных аудиосистем? Мы решили проверить то, что до нас никто не проверял: как долго новенькие батареи разных типов и ценовых категорий смогут выдавать одинаковые токи нагрузки. Заодно определим реальную емкость, которая сильно зависит от величины выдаваемого батареями тока. И выясним, всегда ли дорогая батарея способна заменить простушку, или же вообще не стоит гнаться за ценой.

Для необычного эксперимента мы приобрели пять батарей с максимально близкими габаритами и заявленными ампер-часами. Простейший тип представляет тюменская Tyumen 6CT-70L, полностью необслуживаемые — Medalist SMF 57412; EFB- и AGM-аккумуляторы представляют соответственно Moll EFB 82070 и Monbat AGM 570 901076, а самый редкий вариант, то есть AGM TPPL, — это Odyssey 34/78 РС1500. Краткие характеристики всех участников приведены в таблице.

Ресурс, разрядка и методика испытаний

Нас часто просят определять в экспертизах ресурс батарей.

А нужно ли? Ведь средние цифры известны (см. выше). Ждать результатов реальных испытаний бессмысленно — к их окончанию рыночный ассортимент аккумуляторов полностью обновится.

И ускоренные тесты носят лишь оценочный характер. Например, АКБ из прошлогодних испытаний (ЗР, № 11, 2018) эксперты гоняют до сих пор, проверяя разные методики их ускоренного старения.

И уже год все батареи ведут себя приблизительно одинаково.

Для определения реальных возможностей батарей пойдем другим путем. Многие ошибочно связывают ресурс батарей с величиной их саморазряда — внутри одного семейства эти величины сравнимы. У обычных батарей саморазряд составляет примерно 5 % в месяц, а у AGM-аккумуляторов -около 2 %. Но у любой из батарей токи утечки всё равно гораздо меньше, чем реальное потребление у припаркованной машины, доходящее порой до 0,1 А. Вот и проверим, как долго различные АКБ смогут снабжать потребителей запасенной энергией.

При этом расставлять по местам не станем — просто проведем сравнительные испытания батарей разных ценовых и технологических категорий.

Разряд аккумуляторов мы фиксировали в трех режимах, перечисленных ниже.

НА ПАРКОВКЕ. Нагрузка 150 Ом, ток потребления около 80 мА -примерно так разряжает батарею современный припаркованный автомобиль с включенной сигнализацией. Аккумуляторы зарядили под завязку, причем у всех «завязка» оказалась разной. Затем каждую батарею нагрузили эталонным балластным резистором и ежедневно фиксировали снижение уровня напряжения. Критическая отметка, соответствующая полному разряду, составила 10,5 В.

РЕЗЕРВ. Это испытание мы проводим во всех экспертизах, когда определяем резервную емкость тестируемых аккумуляторов. Оно имитирует режим работы батареи на автомобиле с неисправным генератором в холодную слякотную погоду — работают фары, дворники, обогрев, вентилятор. Ток потребления при этом обычно принимается равным 25 А. Полностью заряженные батареи мы нагрузили сопротивлением 0,5 Ом. Напряжение на клеммах фиксировали каждые пять минут.

«САМЫЙ ПОЛНЫЙ». Самое тяжелое и самое короткое испытание в нашем тесте. Зарядив батареи, мы сымитировали максимальную нагрузку, когда пользователь подключил всё: обогревы стекол, зеркал, сидений, мощную «музыку», светотехнику. Нагрузка — 0,2 Ом: ток при этом составляет 60 А. Каждые пять минут проверяли напряжение на клеммах.

И что получилось?

Перед началом любых испытаний всегда прикидываешь возможности участников. Недорогая тюменская батарея с дедовскими пробками и жидким электролитом вряд ли сможет соперничать на равных с дорогущим Одиссеем, внутри которого должен присутствовать очень чистый свинец.

С другой стороны — а почему бы и нет? Мы же не заставляем ее работать в режиме «старт-стоп» или вообще вверх ногами! А выдавать требуемые токи обязаны все, независимо от цены и технологий.

Чудеса начались довольно быстро. При нагрузке 80 мА Odyssey, у которого исходное напряжение разомкнутой цепи было выше, чем у других, начал скисать на десятые сутки, фактически оказавшись в общей группе. Через три с небольшим недели он уже плелся в хвосте, а на 36-е сутки испытаний гигант электрической мысли рухнул как подкошенный — аж до 5,6 В!

На следующие сутки сдался Moll. К этому моменту было очевидно, что победит Medalist: он сохранял самое высокое напряжение на выводах. Однако произошло неожиданное — с 11,46 В он лихо скатился до 5,65 В и также прекратил сопротивление. На 42-е сутки иссяк Monbat, а вечером того же дня критической отметки «10,5 В» достигла и полностью разрядившаяся тюменская батарея. Ситуация с ног на голову: «плебейка» оказалась лучшей, а «гранд» — последним.

Следующий ток нагрузки — 25 А. На 96-й минуте сдался Monbat AGM, еще через минуту закончились кулоны у Moll EFB. А победила… опять тюменская «бесприданница», продержавшаяся аж 125 минут! Odyssey на сей раз выглядел хорошо, но всё равно проиграл победительнице целых 9 минут.

При нагрузке 60 А — а это уже серьезные токи! — первым выбыл из игры опять-таки Monbat. Вот тебе и AGM. На 33-й минуте цифры на контрольном вольтметре быстро замелькали, покатившись вниз: заряда больше нет. Через минуту за ним последовал Moll с технологией EFB. Третьим спасовал Medalist, а серебро получил-таки Odyssey, который уступил пару минут всё той же «сибирячке» Tyumen.

Таким образом, самая дешевая и самая «непородистая» сибирская батарея фактически выиграла «в одну калитку», победив во всех состязаниях. Но мы изначально договорились, что победителей определять не станем. Важен факт: ценники и титулы могут быть абсолютно бесполезны при решении простых задач.

Это как же понимать?

Бабушкин телефон выиграл у айфона? Похожая ситуация имела место пару лет назад, когда мы проводили экспертизу стеклоочистителей. Испытав кучу дворников с многократной разницей в ценах, эксперты пришли к единому выводу: все изделия ведут себя примерно одинаково. Так и здесь: в обычной эксплуатации отлаженные десятилетиями конструкции уверенно демонстрируют свои возможности. Да, для машины с системой «старт-стоп» придется покупать именно AGM-батарею, но для обычного автомобиля тратиться на сверхтехнологии нет никакого резона.

Источник: zr.ru

Метки:: , , , , , , , , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

9 Отзывы Ваш отзыв

  1. Предлагаю подвести итог дискуссии- следует считать, что никто никому не платил, т.к. вы тянете сюда статью 290УК РФ, а у нас пока что действует презумпция невиновности-это раз.
    Второе- любой аккумуляторный завод в состоянии сделать «бомбу» типа РЕАКТОР-100Ач с CCA=1000А, но и он же может сделать АВТОФАН, про который нет даже упоминания на его официальном сайте (стыдно!). Но для кого он его делает -для нас же, как говорится, «по просьбе трудящихся»! Ведь кто-то его такой заказал! А сколько такой фуфлыги ещё выпускается «под частными марками».Но при определённых условиях даже такая дохлятина отработает 1-2года, что вполне достаточно за такие деньги, разве нет?
    Третье- я работаю «на передке» продаж почти 20лет (как раз через пару месяцев будет) и с величайшей ответственностью заявляю- ухерячить (уж извините за солдатскую точность термина!) за пару недель (а в отдельных случаях за пару дней!) можно даже VARTA 95 AGM, но это никак не говорит о том, что она говно, а о том, что потребитель мудак (или «не обладает специальными познаниями»
    Четвёртое- у ТАЗ есть весьма неплохие АКБ, а есть просто великолепные (я про 220Премиум в «B-моноблоке» (для тех, кто не в теме 518х230х230мм), но она весьма дорогая, поэтому в наших Центральных краях продаётся хуже (покупатели-то в основном голытьба безденежная…)
    И пятое- почти все тесты, публикованные когда-либо здесь, вызывали бурную реакцию, так не пора ли редакции этого «отраслевого портала» создать здесь свободную площадку для высказывания своего мнения, каких-то интересных случаев, м.б. прямо-таки открытий, не в виде комментариев на очередной опус М.К., а в виде свободного сообщения?

  2. Кстати- недавно мне сбросили ссылку на тест,
    https://www.zr.ru/content/articles/920585-akkumulyatory-sravnitelnyj-test/
    так там этот джигит М. К-ин тестирует несколько АКБ L3 габарита, так на равных СРАВНИВАЕТ корейскую АКБ весом 18,4кг и ТИТАНа 16,33кг, естественно, «кореец» покрыл ТИТАНа, как бык овцу, но это же изначально не корректно!

  3. Сергей #

    Уровень ниже плинтуса. Сравнивать надо подобное с подобным, а не как правая нога подскажет левой. Хотя у меня есть подозрение, что заказчик и статьи и «методики испытаний» Тюменский завод.

    Кстати вопрос журнализду — как вы сравниваете разряд одинаковым током АКБ емкосью 80А*ч (Тюмень) и 68 А*ч (Odyssey)?

  4. Никита #

    Мы с женой недавно решили тоже провести тест. Сравнивали Йух с пальцем и знаете результаты оказались ожидаемые. Йух оказался более эффективен в причинном месте нежели палец.
    Но палец значительно эффективнее при ковырянии в носу, нежели йелда. Что и требовалось доказать.
    В следующий раз предлагаю взять на тест : свинцовый АКБ, литий-ионную батарейку и артиллерийскую батарею.

    • Михаил #

      Да, для большей репрезентативности добавить ещё батарею отопления и батарею бутылок вина…

  5. Сергей #

    Что лучше — красное или круглое ? Батареи имеют различное назначение и исполнение. Актуальнее рассмотреть вопрос: о способности «простушки» выполнить функции «навороченной».

    • Михаил #

      Вот ещё из опыта-как ни пытались «экономные» люди ставить на АМТС со стартстопным режимом жидкостную АКБ, даже самую дорогую, мощную, да ещё и VARTA SILVER, результат — год-полтора, и запредельный износ, а AGM в том же месте работают до 5 6лет…т.е. «что-то в этом есть»

      • Михаил #

        Почему опять Тюмень???! Из года в год она побеждает во всех ваших тестах, а в реальной жизни живет 2-3 года. Цифры настоящие, я работаю в этой сфере. Почему не берёте в тесты акб мировых производителей??! Exide, Banner, FB (Япония), они реально классные батареи, и кислотные и AGM. Почему их не тестируете??? Боитесь что Tyumen battery проиграет им??! Зачем обманывать народ??? Вашим тестам люди верят, а в реальности после покупки Тюмени на иномарки и даже на русские Авто, я извиняюсь, приходят и говорят, что это «»»но!!!
        Сделайте нормальный тест уже!!!

        • Иванов Иван Иваныч #

          Это тест журнала За рулем. Пишите жалобы в их редакцию.
          А почему опять Тюмень? Потому что проплачено)))

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

Как Вы обычно поступаете с отработавшими свой ресурс автомобильными аккумуляторами? (1 вариант ответа)

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!