Автопроизводители пытаются заменить литий в аккумуляторах электрокаров
27.02.23 | Рубрика: Металлы, Рынок сырья и материалов. Просмотры: 91
Производство лития для литий-ионных аккумуляторов в мире явно не догоняет производство электрокаров, являясь к тому же дорогим и экологически грязным процессом. Автопроизводители предлагают альтернативу.
Китайское совместное предприятие, в котором участвует Volkswagen, представило автомобиль, в аккумуляторе которого вместо дорогого и дефицитного лития используется дешевый и распространенный натрий. Насколько перспективной может быть эта разработка?
Автомобиль бренда Sehol, который принадлежит совместному китайскому предприятию по производству электромобилей Volkswagen Anhui и JAC Motors — это небольшой автомобиль, вроде малолитражки. Его главная особенность — это натрий-ионная батарея от производителя аккумуляторов Hina Battery. Тестовый образец имеет запас хода в 250 километров. Вроде, немного, но для города вполне достаточно. Конечно, натрий-ионные батареи имеют меньшую емкость. Зато компоненты для них в 50 раз дешевле и экологичнее. И при этом натрий, в отличие от лития можно добывать в избытке из простой морской воды или каменной соли. Это направление, которым в последние годы занимаются многие крупные производители и в разной степени все они добились того или иного успеха, говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
«Натрий-ионными аккумуляторами серьезно занимаются в Корее, несколько компаний занимаются этим в Китае. Натриевые аккумуляторы интересны. Прежде всего, более доступным и более дешевым сырьем. Натрий дешевле лития раз в 50 или 100. Кроме того натриевые батареи терпимее относятся к полному разряду до 0 и лучше переносят низкие температуры. В чем натриевые батареи проигрывают пока: во-первых, в не доведенности технологий, потому что опытные образцы — это еще не серийное производство, во-вторых, меньшей емкостью — примерно в два раза, чем у литий-ионных того же размера. Разработок много, но путь от опытных образцов до серийного производства непредсказуем».
В среднем для автомобильного аккумулятора надо как минимум 10 килограмм чистого лития. После пандемийного спада цена на него стала резко расти и достигала к началу нынешнего года 80 тысяч долларов за тонну. И хотя после этого она несколько снизилась, все большая зависимость от этого металла у многих вызывает тревогу.
Кроме того, производство лития — вещь мягко говоря, небезупречная с экологической точки зрения.
Незадолго до Нового года руководитель литиевых операций американской химкомпании Albemarle Corp. Эрик Норрис в интервью Financial Times выразил уверенность, что цены на литий будут оставаться на высоком уровне, а спрос на него расти со скоростью до 200 тысяч тонн каждый год. То есть, исходя из нынешней динамики, к 2040 году производство лития потребуется увеличить в 40 раз. Все осознают, что это тупиковый путь, говорит автоэксперт Артем Бобцов:
«На сегодняшний момент стоимость батареи составляет до 40% стоимости электромобиля. Конечно, все производители хотели бы этот компонент удешевить. Не все продвинулись в этом направлении. Toyota много экспериментировала с водородной технологией, но не смогла ее достаточно удешевить для того, чтобы сделать водородные автомобили по более привлекательной цене, и была вынуждена вернуться полностью к электротяге. Многие производители экспериментировали с графеновыми батареями, но они получаются дороже, чем обычные литиевые. Пока все продолжают использовать литиевую технологию, хотя все понимают, что она конечна, потому что заявляемые объемы производства электромобилей на ближайшие 10 лет существенно превосходят возможности по добыче этого металла».
Всего по данным Геологической службы США, разведанные запасы лития в мире составляют порядка 86 миллионов тонн. По его добыче лидируют Австралия, Чили и Аргентина. Также запасы обнаружены в Боливии, Китае, Афганистане. В России 50% запасов лития сосредоточено в редкометалльных месторождениях в Мурманской области.
Больше всего складывающаяся ситуация тревожит Европу, которая приняла решение полностью прекратить продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания уже в 2035 году. И это при том, что собственной добычи лития у нее пока нет. Существуют, правда, планы по достаточно скромному его производству во Франции и еще более расплывчатые — в Португалии, где предполагаются его значительные залежи.
Источник: www.bfm.ru
________________________________________________________________________________
BATTERY-INDUSTRY.RU ВКонтакте
BATTERY-INDUSTRY.RU в Telegram
Метки:: "За рулем", Financial Times, Hina Battery, JAC Motors, Sehol, Toyota, Volkswagen, Volkswagen Anhui, автомобильный аккумулятор, аккумуляторы для электрокаров, аккумуляторы для электромобилей, Артем Бобцов, литий, литий-ионнные аккумуляторы, Максим Кадаков, натриевые аккумуляторы, натрий-ионная батарея, производство аккумуляторов, производство лития, Эрик Норрис
Поиск по сайту
Архив публикаций
Последние комментарии
- admin к записи Зарубежные амперы. Тест автомобильных аккумуляторов 2024 год (+видео)
- admin к записи Зарубежные амперы. Тест автомобильных аккумуляторов 2024 год (+видео)
- Максим к записи Зарубежные амперы. Тест автомобильных аккумуляторов 2024 год (+видео)
- Сергей к записи Зарубежные амперы. Тест автомобильных аккумуляторов 2024 год (+видео)
- Михаил к записи Что такое AGM аккумуляторы и как их правильно заряжать
Наш опрос
Видеоканал «Данила-Мастер и…»
Популярные публикации
- Аккумуляторы ИРКУТ NanoGEL для мототехники - 25
- Зарубежные амперы. Тест автомобильных аккумуляторов 2024 год (+видео) - 595
- Сравнительный тест аккумуляторных батарей от «За Рулем» (2008) - 416 562
- Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор? - 185 273
- Выбираем аккумулятор: научно и популярно (тест аккумуляторов от журнала «За рулем» 2012 г.) - 178 394
- Почему нельзя заряжать автомобильный аккумулятор в квартире - 123 477
- Мифы из прошлого: срок хранения аккумуляторов - 111 181
- Амперы и часы (тест АКБ от журнала «За Рулем», сентябрь 2009) - 106 125
- Свинцовые кружева (тест аккумуляторов от журнала «За рулем» 2013) - 105 994
- Экспертиза: выбираем аккумулятор (тест АКБ от журнала «За Рулем», октябрь 2011) - 105 030
- Осенний марафон (тест АКБ от журнала «За Рулем», октябрь 2010) - 85 088
- ЗВЕРЬ – лучший российский аккумулятор - 76 625