Что такое EFB-аккумулятор: зачем он нужен и чем отличается от других

Легковому автомобилю с ДВС для запуска двигателя и работы электроники необходима 12-вольтовая батарея. Сегодня они различаются не только по мощности, но и по конструкции. Расскажем про EFB-аккумуляторы: что это, какие преимущества даёт технология EFB в аккумуляторных батареях и какие недостатки у неё есть.

EFB-аккумуляторы: что это

Суть технологии изготовления EFB-батарей отчасти раскрывает уже их название, образованное от словосочетания Enhanced Flooded Battery, что в буквальном переводе с английского означает «лучше залитая батарея». EFB-аккумулятор — это обычная свинцово-кислотная батарея с жидким электролитом, в целом классической конструкции, но усовершенствованная в деталях и поэтому имеющая лучшие характеристики.

С точки зрения основных химических процессов АКБ EFB также почти не отличается от традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов. На её пластинах происходят такие же обратимые реакции с превращением свинца и его оксидов в сульфаты и обратно. А в качестве электролита используется та же самая кислота. Но её в EFB-аккумулятор залито существенно меньше, чем в обычный.

Более серьёзные отличия от традиционной батареи можно найти в компоновке элементов и их составе. Так, по сравнению с обычными свинцово-кислотными аккумуляторами пластины батареи EFB толще и заключены в защитные конверты-сепараторы из специального волокна. В этом конструкция EFB-аккумулятора напоминает батареи со связанным (не жидким) электролитом, выполненные по технологии AGM.

Кроме того, на поверхности пластин может находиться особая защитная плёнка или армирующая сетка, укрепляющие активную массу. Могут применяться усиленные штампованные решётки пластин, более прочные их соединители и дополнительная защита от вибрации. Сами пластины толще обычных, да и плотность их упаковки существенно больше, чем в классических свинцово-кислотных аккумуляторах. То есть зазоры между пластинами EFB-батареи меньше, чем в других аккумуляторах.

Изготовленные по EFB-технологии модели отличаются ещё и составом активной массы пластин. Он доработан так, чтобы снизить внутреннее сопротивление, а следовательно, и потери энергии на нагрев самого аккумулятора при зарядке в процессе работы.

Плюсы и минусы EFB-аккумуляторов

Если использовать АКБ EFB — что это даёт? Есть несколько очевидных плюсов по сравнению с обычными батареями:

  • EFB-аккумулятор может быстрее заряжаться более высокими токами, что очень актуально для автомобилей, имеющих систему «старт-стоп». Обычный аккумулятор с такой системой работать не способен, поскольку в режиме постоянного включения и выключения двигателя просто не успевает получить достаточный заряд, а от недозаряда быстро выходит из строя.
  • В силу особенностей конструкции, не дающих активной массе осыпаться, EFB-аккумуляторы с гораздо меньшим ущербом переносят глубокие разряды, губительные для простых свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
  • Соответственно, скорость деградации из-за сульфатации пластин или осыпания их активной массы при частых циклах разряда и заряда у EFB-аккумулятора ниже.
  • Такие модели отличаются увеличенным сроком службы и работают 5–7 лет, в то время как обычная батарея в среднем выдерживает 3–5 лет.
  • EFB-батареи при прочих равных имеют большую по сравнению с обычной АКБ производительность — повышенные ёмкость и пусковой ток.

У аккумуляторов любого типа есть минусы, и EFB не исключение:

  • EFB-батареи дороже простых свинцово-кислотных (хотя и дешевле аккумуляторов, сделанных по технологии AGM).
  • Характеристики ёмкости и пускового тока ниже, чем у сопоставимых по габаритам AGM-батарей, а установить аккумулятор больших размеров на современный автомобиль часто невозможно.
  • В отличие от AGM-батарей, EFB-аккумулятор, как и классический, из-за наличия жидкого электролита внутри корпуса допускает только вертикальную установку. Кроме того, и у EFB-батареи в процессе эксплуатации идёт пусть и минимальный, но расход электролита из-за испарения воды.

Таким образом, EFB-аккумулятор занимает промежуточное положение между простыми свинцово-кислотными батареями и сделанными по технологии AGM.

Насколько взаимозаменяемы аккумуляторы разных типов

Главное правило — не стоит использовать батарею уровнем ниже предусмотренного производителем. Ведь параметры аккумулятора, как правило, закладываются конструкторами автомобиля с совсем небольшим запасом. И установка более простой модели может обернуться нехваткой пускового тока и устойчивости к циклам заряда-разряда, а главное — быстрой деградацией аккумулятора с потерей им ёмкости.

Так, например, если в качестве штатного в автомобиле предусмотрен AGM-аккумулятор, не надо менять его на EFB-батарею (и тем более на ещё более дешёвую, традиционной конструкции), так как она не выдержит пиковых токов, большого количества циклов заряда и его скорости.

А вот повысить уровень и заменить обычный аккумулятор сделанным по технологии EFB вполне можно. Особенно в случаях, когда:

  • На автомобиль доустановлены мощные нештатные потребители энергии, такие как электрообогреватели, инверторы, мощная акустическая система или внедорожные световые приборы.
  • Автомобиль эксплуатируется в районах с особо холодным климатом. Повышенная надёжность EFB-батареи и её стойкость к глубоким разрядам при низких температурах будет не лишней.
  • У владельца есть желание или необходимость установить аккумулятор с более продолжительным сроком службы.

Итак, совсем коротко

  • EFB-аккумулятор — это свинцово-кислотная батарея усовершенствованной конструкции с жидким электролитом.
  • Такие батареи выдерживают зарядку более высокими токами и медленнее деградируют, поэтому служат дольше.
  • Среди минусов — высокая (по сравнению с «классическими») стоимость и только вертикальное размещение.
  • EFB-аккумулятор можно установить вместо обычного свинцово-кислотного, а вот вместо изготовленного по технологии AGM — не рекомендуется.

Источник: auto.ru/mag

________________________________________________________________________________

BATTERY-INDUSTRY.RU ВКонтакте
BATTERY-INDUSTRY.RU в Telegram

Метки:: , , , , , , , , , , , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

Как влияет вторичное использование в производстве материалов от переработанных аккумуляторных батарей (пластика и свинца) на качество новых батарей? (1 вариант ответа)

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!