Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор?

battery-maintenanceС окончанием летнего сезона у автомобилистов все чаще возникает вопрос зарядки своего автомобильного аккумулятора. По многочисленным просьбам читателей портала battery-industry.ru, мы публикуем инструкцию «правильной» зарядки АКБ.

Заряд АКБ

Заряд свинцовых аккумуляторных батарей необходимо производить от источника постоянного (выпрямленного) тока. Можно использовать любые выпрямители, допускающие регулировку зарядного тока или напряжения. При этом зарядное устройство, предназначенное для заряда одной 12-вольтовой батареи, должно обеспечить возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,5 В, поскольку иначе не удастся зарядить современную необслуживаемую батарею полностью (до 100% ее фактической емкости).

Положительный провод (клемму) зарядного устройства соединяют с положительным выводом батареи, отрицательный — с отрицательным.

В практике эксплуатации пользуются, как правило, одним из двух методов заряда батареи: заряд при постоянстве тока или заряд при постоянстве напряжения. Оба эти метода равноценны с точки зрения их влияния на долговечность батареи. При выборе зарядного устройства следует руководствоваться информацией, приведенной ниже.

Заряд при постоянстве тока

Заряд батареи производится при постоянной величине зарядного тока, равной 0,1 х С20 (0,1 от номинальной емкости при 20-часовом режиме разряда). Это значит, что для батареи емкостью 60 А•ч ток заряда должен быть равен 6 А. Для поддержания постоянства тока в течение всего процесса заряда необходимо регулирующее устройство.

Недостаток такого способа — необходимость постоянного (каждые 1-2 часа) контроля и регулирования зарядного тока, а также обильное газовыделение в конце заряда.

Для снижения газовыделения и повышения степени заряженности батареи целесообразно ступенчатое снижение силы тока по мере увеличения зарядного напряжения. Когда напряжение достигнет 14,4 В, зарядный ток уменьшают в два раза (3 Ампера для батареи емкостью 60 А•ч) и при таком токе продолжают заряд до начала газовыделения. При заряде батарей последнего поколения, которые не имеют отверстий для доливки воды, целесообразно при увеличении зарядного напряжения до 15 В еще раз уменьшить ток в два раза (1,5 А для батарей емкостью 60 А•ч).

Батарея считается полностью заряженной, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без изменения в течение 1-2 часов. Для современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3-16,4 В в зависимости от состава сплавов решеток и чистоты электролита.

Заряд при постоянстве напряжения

При заряде этим методом степень заряженности АКБ по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. Так, например, за 24 часа непрерывного заряда при напряжении 14,4 В 12-вольтовая батарея зарядится на 75-85%, при напряжении 15 В — на 85-90%, а при напряжении 16 В — на 95-97%. Полностью зарядить батарею в течение 20-24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3-16,4 В.

В первый момент включения тока его величина может достигать 40-50 А и более, в зависимости от внутреннего сопротивления (емкости) батареи. Поэтому зарядное устройство снабжают схемными решениями, ограничивающими максимальный ток заряда до 20-25 А.

По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока, соответственно, снижается и приближается к нулю в конце заряда (если величина зарядного напряжения выпрямителя ниже напряжения начала газовыделения). Это позволяет производить заряд без участия человека в полностью автоматическом режиме. Обычно критерием окончания заряда в подобных устройствах является достижение напряжения на выводах батареи при ее заряде, равного 14,4±0,1 В. При этом, как правило, загорается зеленый сигнал, служащий индикатором достижения заданного конечного напряжения, то есть окончания заряда. Однако, для удовлетворительного (на 90-95%) заряда современных необслуживаемых батарей с помощью выпускаемых промышленностью зарядных устройств, имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4-14,5 В, потребуется более суток.

 

Заряд батареи на автомобиле

При эксплуатации батареи на автомобиле ее заряд происходит при постоянном напряжении. Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,1±0,2 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения. С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи. Поэтому АКБ на автомобиле не всегда восстанавливает свою емкость после разряда полностью. Обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%, если напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В при работающем двигателе и включенном дальнем свете. Поэтому в тяжелых условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре.

У полностью заряженной батареи плотность электролита составляет 1,28±0,01 г/см3 Линейно снижаясь, по мере разряда АКБ, она составляет 1,20±0,01 г/см3 у батарей, степень заряженности которых снизилась до 50%. У полностью разряженной батареи плотность электролита составляет 1,10±0,01 г/см3.

Если значение плотности во всех аккумуляторах одинаково (с разбросом ±0,01 г/см3), это говорит о степени заряженности батареи и отсутствии внутренних замыканий. При наличии внутреннего короткого замыкания плотность электролита в дефектной банке аккумулятора будет значительно ниже (на 0,10-0,15 г/смі), чем в остальных ячейках.

Для измерения плотности жидкостей применяют ареометры со сменными денситометрами для измерения плотности различных жидкостей, например, антифриза с плотностью от 1,0 до 1,1 г/см3 или электролита с плотностью от 1,1 до 1,3 г/см3.

При измерении поплавок не должен касаться стенок цилиндрической части стеклянной трубки. Одновременно необходимо замерить температуру электролита. Результат измерения плотности приводят к +25°C. Для этого к показаниям денситометра надо прибавить или отнять поправку, указанную в специальной литературе.

Если при измерении окажется, что НРЦ ниже 12,6 В, а плотность электролита ниже 1,24 г/см3, батарею необходимо подзарядить и проверить зарядное напряжение на ее клеммах при работающем двигателе.

Источник: www.livi-car.ru

Метки:: , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

10 Отзывы Ваш отзыв

  1. RF007 #

    Добрый день всем, подскажите пож-ста необслуживаемый аккумулятор греется при зарядке…что м.б.? при этом впринципе заряжается, но ток при зарядке на амперметре з/у не падает.

  2. HG #

    Аккумулятор лучше хранить в прохладном месте

  3. Михаил #

    Здравствуйте, Светлана! Зарядить его надо сейчас до плотности 1,27-1,28 (при контроле плотности обратите внимание на цвет электролита-если будет густо-мутный, то с АКБ надо расстаться-она изношена запредельно).Если электролит прозрачный, можно АКБ до весны уже не заряжать- у современных АКБ саморазряд очень маленький, порядка за 9-12мес. наполовину.

  4. светлана #

    Здравствуйте все. Прошу помочь новичку. Недавно получила в наследство машину Ваз 21102, стаж за рулем всего полгода и ездить на машине зимой еще не решаюсь, поэтому поставила мою ласточку в гараж , сняла аккумулятор (новый) и принесла его домой. Теперь вопрос: Сколько раз его за зиму заряжать , чтобы за зиму не сдох?

  5. Вован #

    ….. Да гонял я его,сутки, толка нет. Потом сменил электролит,залил 1.27, опять гонял, опять сутки. Беспонтово. Потом, (посоветовали) разрядил его в хлам (вешал 2е галогенки), опять на сутки. Вывод — седня купил новы! Надо было мозг не е…. а сразу так сделать )))

  6. Вован, читай предыдущий комментарий на отзыв mark. Что касается замены электролита, то это полный бред, потому как сути проблемы не решает: АКБ надо зарядить, т.е. «вбить» туда порцию электроэнергии из электросети 220в посредством зарядного устройства, а в новом электролите никакой энергии нет!

  7. Вован #

    Такая темка ребята : новый абсолютно аккумулятор простоял три года у отца в погребе. Ни разу от туда не достовали. Сейчас мой накрылся, и про него вспомнили. Короче он разряжен в хлам. Плотности тоже почти нет 1.10 1.08. Сутки стоял на зарядке. Нифига не поднялась. Говорят можно слить старый электролит, и залить новый,нормальный. Можно ли?И как правильно эт сделат???

  8. Ответ «mark»у. Полностью разряженную батарею невозможно зарядить на зарядном устройстве с малой глубиной регулирования. Есть хорошие и недорогие зарядники «ОРИОН» Питерской одноименной фирмы, они заряжают все, что в принципе может быть заряжено, но даже они, бывает, запускаются спустя 5-10минут после подключения-надо набраться терпения.

  9. mark #

    Вопрос:Купил недано предпусковое зарядное устройство КЕДР,работал нормально,а тут притащил полностью разряженный аккумулятор с машины жены(с проводкой что-то,за сутки разряжает полностью),подключил зарядку и полная тишина!Даже зарядку в ремонт потащил,ни одна лампочка не горела,там проверили,все работает.И меня доперло:неужели из-за того не работает,что аккумулятор дохлый? Как его зарядить,если он сдох? На машине только? А зарядка бесполезна в этом случае?

  10. Ни в коем случае не добавляйте электролит …. угробите батарею.!!!

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

Как влияет вторичное использование в производстве материалов от переработанных аккумуляторных батарей (пластика и свинца) на качество новых батарей? (1 вариант ответа)

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!