Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор?

battery-maintenanceС окончанием летнего сезона у автомобилистов все чаще возникает вопрос зарядки своего автомобильного аккумулятора. По многочисленным просьбам читателей портала battery-industry.ru, мы публикуем инструкцию «правильной» зарядки АКБ.

Заряд АКБ

Заряд свинцовых аккумуляторных батарей необходимо производить от источника постоянного (выпрямленного) тока. Можно использовать любые выпрямители, допускающие регулировку зарядного тока или напряжения. При этом зарядное устройство, предназначенное для заряда одной 12-вольтовой батареи, должно обеспечить возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,5 В, поскольку иначе не удастся зарядить современную необслуживаемую батарею полностью (до 100% ее фактической емкости).

Положительный провод (клемму) зарядного устройства соединяют с положительным выводом батареи, отрицательный — с отрицательным.

В практике эксплуатации пользуются, как правило, одним из двух методов заряда батареи: заряд при постоянстве тока или заряд при постоянстве напряжения. Оба эти метода равноценны с точки зрения их влияния на долговечность батареи. При выборе зарядного устройства следует руководствоваться информацией, приведенной ниже.

Заряд при постоянстве тока

Заряд батареи производится при постоянной величине зарядного тока, равной 0,1 х С20 (0,1 от номинальной емкости при 20-часовом режиме разряда). Это значит, что для батареи емкостью 60 А•ч ток заряда должен быть равен 6 А. Для поддержания постоянства тока в течение всего процесса заряда необходимо регулирующее устройство.

Недостаток такого способа — необходимость постоянного (каждые 1-2 часа) контроля и регулирования зарядного тока, а также обильное газовыделение в конце заряда.

Для снижения газовыделения и повышения степени заряженности батареи целесообразно ступенчатое снижение силы тока по мере увеличения зарядного напряжения. Когда напряжение достигнет 14,4 В, зарядный ток уменьшают в два раза (3 Ампера для батареи емкостью 60 А•ч) и при таком токе продолжают заряд до начала газовыделения. При заряде батарей последнего поколения, которые не имеют отверстий для доливки воды, целесообразно при увеличении зарядного напряжения до 15 В еще раз уменьшить ток в два раза (1,5 А для батарей емкостью 60 А•ч).

Батарея считается полностью заряженной, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без изменения в течение 1-2 часов. Для современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3-16,4 В в зависимости от состава сплавов решеток и чистоты электролита.

Заряд при постоянстве напряжения

При заряде этим методом степень заряженности АКБ по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. Так, например, за 24 часа непрерывного заряда при напряжении 14,4 В 12-вольтовая батарея зарядится на 75-85%, при напряжении 15 В — на 85-90%, а при напряжении 16 В — на 95-97%. Полностью зарядить батарею в течение 20-24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3-16,4 В.

В первый момент включения тока его величина может достигать 40-50 А и более, в зависимости от внутреннего сопротивления (емкости) батареи. Поэтому зарядное устройство снабжают схемными решениями, ограничивающими максимальный ток заряда до 20-25 А.

По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока, соответственно, снижается и приближается к нулю в конце заряда (если величина зарядного напряжения выпрямителя ниже напряжения начала газовыделения). Это позволяет производить заряд без участия человека в полностью автоматическом режиме. Обычно критерием окончания заряда в подобных устройствах является достижение напряжения на выводах батареи при ее заряде, равного 14,4±0,1 В. При этом, как правило, загорается зеленый сигнал, служащий индикатором достижения заданного конечного напряжения, то есть окончания заряда. Однако, для удовлетворительного (на 90-95%) заряда современных необслуживаемых батарей с помощью выпускаемых промышленностью зарядных устройств, имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4-14,5 В, потребуется более суток.

 

Заряд батареи на автомобиле

При эксплуатации батареи на автомобиле ее заряд происходит при постоянном напряжении. Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,1±0,2 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения. С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи. Поэтому АКБ на автомобиле не всегда восстанавливает свою емкость после разряда полностью. Обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%, если напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В при работающем двигателе и включенном дальнем свете. Поэтому в тяжелых условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре.

У полностью заряженной батареи плотность электролита составляет 1,28±0,01 г/см3 Линейно снижаясь, по мере разряда АКБ, она составляет 1,20±0,01 г/см3 у батарей, степень заряженности которых снизилась до 50%. У полностью разряженной батареи плотность электролита составляет 1,10±0,01 г/см3.

Если значение плотности во всех аккумуляторах одинаково (с разбросом ±0,01 г/см3), это говорит о степени заряженности батареи и отсутствии внутренних замыканий. При наличии внутреннего короткого замыкания плотность электролита в дефектной банке аккумулятора будет значительно ниже (на 0,10-0,15 г/смі), чем в остальных ячейках.

Для измерения плотности жидкостей применяют ареометры со сменными денситометрами для измерения плотности различных жидкостей, например, антифриза с плотностью от 1,0 до 1,1 г/см3 или электролита с плотностью от 1,1 до 1,3 г/см3.

При измерении поплавок не должен касаться стенок цилиндрической части стеклянной трубки. Одновременно необходимо замерить температуру электролита. Результат измерения плотности приводят к +25°C. Для этого к показаниям денситометра надо прибавить или отнять поправку, указанную в специальной литературе.

Если при измерении окажется, что НРЦ ниже 12,6 В, а плотность электролита ниже 1,24 г/см3, батарею необходимо подзарядить и проверить зарядное напряжение на ее клеммах при работающем двигателе.

Источник: www.livi-car.ru

Метки:: , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

13 Отзывы Ваш отзыв

  1. Михаил #

    Ответ SAN-82- поменять зарядник!!

  2. Михаил #

    Салам, SAAB92x! А что дает ШИМ-модуляция, если вы вообще правильно применяете этот термин (т.е. понимете, что это)? Высший пилотаж зарядки- до плотности 1,24г\куб.см постоянным током, численно равным 10% от емкости, затем до плотности 1,28 (в умеренном климате)- током вдвое меньшим, при этом контролируя температуру электролита (не выше 45град).Это всё! По пп.2 и 3-согласен, по п4- или АКБ замерзала и при этом активная масса «отделилась» от решетки (даже на несколько микрон!), или активная масса «печеная», т.е. подвергалась перегреву и вследствие этого деструктурировалась, т.е. потеряла пористость. поэтому ток-то зарядный идет, но в активную массу не попадает, а тупо греет батарею…

  3. San-82 #

    3. Кислоту или электролит в батарею лить НЕЛЬЗЯ.
    А как повысить плотность в АКБ, если при полном заряде плотность составляет 1.23!
    АКБ зарядил полностью включая и суточный цекличный заря! Плотность не повышается!
    Как быть в этом случае?

  4. saab92x #

    1. В самом начале статьи некорректное утверждение, про то, что АКБ нужно заряжать от источника постоянного тока. Самая лучшая зарядка происходит от серьезного устройства с ШИМ-модулированным сигналом.
    2. Напряжение на батарее (если она кальциевая) должно достигать 16.8 Вольт. Не забываем что все нужно измерять с применением Кельвиновского пробника.
    3. Кислоту или электролит в батарею лить НЕЛЬЗЯ.
    4. Если АКБ греется при зарядке. значит в одном или нескольких аккумуляторах есть «мостики» сопротивления между пластинами или шлам на дне аккумулятора. что приводит к выделению тепла при подаче электрического сигнала, при его отсутствии к саморазряду.

  5. BATTMAN #

    рекомендуется выкручивать

  6. андрей #

    а надо выкручивать пробки при заряде аккумулятора???

  7. андрей #

    а надо выкручивать пробки при заряде акума???

  8. Владимир #

    У меня такой вопрос. Аккумулятор был куплен в марте 2008 года, в ноябре 2008 был снят с авто и забыт в гараже, и вот только сегодня притащил его домой чтобы зарядить. Показывает 11,8 Вольт плотность 1,08. Немного деформирован (по бокам), электролит немного замёрзший, долил воды. Вопрос, каковы шансы его оживить (повысить плотность)

  9. Руслан #

    А что произойдет если при полной зарядке плотность электролита 1,23 и добавить кислоту до плотности 1,27?

    Спасибо!

    Да вообще вроде как нельзя доливать кислоту! А плотность не поднимается из за сулфатации пластин! Попробуйте заряжать десульфатирующим зарядным устройством!
    Ну или малым током но длительное время!!!

  10. San-82 #

    А что произойдет если при полной зарядке плотность электролита 1,23 и добавить кислоту до плотности 1,27?
    Спасибо!

    • Евгений #

      Ни в коем случае нельзя лить электролит большей плотности в банку аккумулятора, тем самым вы убьете себе его!

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

Какая цена является "справедливой" для качественного импортного термозащитного чехла автомобильного аккумулятора (1 вариант ответа):

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!