Как быстро оживить разряженный аккумулятор (эксперимент)

Когда батарея перестает крутить стартер, её либо заряжают, либо меняют на новую. А что делать, если неприятность подстерегла вдали от цивилизации? Бустера в багажнике нет, пустить машину с толчка тоже не получается (под колесами песок, рыхлый снег или болото, а коробка, для полного счастья, - автоматическая). Да и помочь некому!

Речь идет о батарее, которая померла буквально на глазах, а не провалялась несколько лет в забытьи на полке. Для пуска мотора не хватило совсем «чуть-чуть» — и этому «чуть-чуть» надо только помочь освободиться.

Рабочий момент испытаний: аккумулятор, не желающий крутить стартер Ларгуса, искупали в горячей ванне, после чего возвращаем под капот.

Где прячется «чуть-чуть»?

Внутреннее сопротивление батареи зависит не только от степени её разряженности, но и от температуры электролита. В нашем случае батарея сильно разряжена — повлиять на это обстоятельство мы не можем. А как насчет того, чтобы подогреть электролит?

На холоде любые химические реакции замедляются — было бы дело зимой, совет показался бы очевидным. А если на дворе осень и разница температур до и после подогрева не такая существенная?

Проведем эксперимент с двумя разряженными батареями: условно назовем их «осенней» и «зимней». Роль осенней сыграет АКБ Akom на 65 А·ч, а зимнюю партию исполнит Topla AGM емкостью 75 А·ч. Подопытный автомобиль — редакционный Ларгус.

Подопытная АКБ установлена на дно емкости через два брусочка, чтобы обеспечить циркуляцию воды под батареей.

На улице пока тепло

Начали с «осенней» батареи. Разрядив её вечером при температуре +24 ˚С до статуса «не крутит», продержали в таком состоянии всю ночь. Утром убедились, что при повороте ключа ничего не изменилось: тяговое реле нехотя щелкает, стартер не оживает, а лампы на панели притухают, как на подбитом Терминаторе. Замеры показывают: напряжение — 11,57 В, плотность — 1,075 г/см³ (поплавок ареометра практически утонул и шкала закончилась — значение получено аппроксимацией).

Тащим батарею домой и погружаем в ванночку или таз с водой. В течение 3 часов выдерживаем батарею в тепле — воду нагрели кипятильниками до 75 ˚С. Плотность практически не изменилась, напряжение чуть выросло — 11,65 В. Возвращаемся к Ларгусу. Мотор пускается на первом обороте коленвала! Правда, бортовое напряжение поднялось лишь до 12,8 В — слышен натужный звук перегруженного ремня вспомогательных агрегатов. Киловаттный генератор «не тянет» нагрузку. Но это со временем пройдет: ведь батарея разряжена почти полностью.

Для охлаждения батареи использовали морозильную камеру. Температура — минус 30 ˚С.

Что происходит при охлаждении и нагреве аккумуляторной батареи?

Чем ниже температура батареи, тем выше вязкость электролита — и ниже скорость поступления кислоты в поры активной массы пластин. Энергия батареи при этом пребывает как бы в «замороженном» состоянии: заряд никуда не исчез, но выдать его в нужном количестве АКБ не может. Сопротивление батареи, которое, согласно закону Ома, непосредственно влияет на пусковой ток, оказывается очень большим. Зато после нагрева батареи она вновь обретает заявленные способности благодаря росту подвижности электролита и падению сопротивления.

Примерная зависимость сопротивления АКБ от температуры электролита и степени ­разряженности.

Был сильный мороз

Зимой жизнь батареи несладкая: короткие поездки, много потребителей, генератор недозаряжает аккумулятор. Мы сымитировали ситуацию, когда владелец оставил вечером на улице автомобиль, батарея которого заряжена до 12,25 В. При таком напряжении и теплой (под капотом) батарее, он вполне может через час-другой пустить двигатель. А если ночью стукнет минус 30 °C?

Батарею погрузили в морозильную камеру, где продержали 24 часа при температуре —30 ˚С. Заряд в ней есть, поэтому электролит замерзнуть не должен. Напряжение на клеммах при этом составило 11,80 В. Ради интереса устанавливаем ледяную АКБ на Ларгус — тяговое реле тоскливо щелкнуло, но стартер остался неподвижен. А что будет, если поднять температуру электролита на восемьдесят градусов?

Снова ванночка, постепенно нагреваемая до 50 ˚С. Именно такова примерная температура горячей воды в домах с центральным теплоснабжением. Замеряем напряжение: 12,32 В — чуть больше, чем было. Но внутреннее сопротивление батареи резко упало — и Ларгус это подтвердил, пустившись очень легко.

Чудес не бывает

Последний опыт может показаться лишним, но интерес пересилил: а вдруг получится? Вновь разряжаем «осеннюю» батарею, но теперь уже до установившегося значения 10,5 В. Это, согласно теории, разряд на 100%. Повторяем водные процедуры, замеряем температуру электролита во всех банках — термометр показывает 74,5 ˚С. Снова идем к Ларгусу — нет, чудеса кончились. Даже реле не щелкает.

Чудес не бывает: батарея, разряженная «ниже ватерлинии», не оживет даже в жерле вулкана. То самое «чуть-чуть» может дать эффект лишь тогда, когда какой-то заряд АКБ сохранила.

Рекомендации:

1. Устраивать купание в теплой воде имеет смысл только тогда, когда АКБ подает хоть какие-то признаки жизни — в этих случаях обычно щелкает тяговое реле стартера, а сам стартер может вяло попытаться повернуть коленвал. С батареей, разряженной «ниже плинтуса», теплые процедуры бесполезны.

2. Попытка слишком быстро нагреть батарею в водяной бане приведет к недогреву средних банок аккумулятора. Эффект будет ниже. Применение мощного фена также нежелательно: корпус может не выдержать, да и равномерного прогрева электролита при этом не добиться.

3. Если поездка с неисправным генератором жизненно необходима, постарайтесь максимально снизить потребляемый ток. В противном случае до пункта назначения можно не доехать. Перед такой поездкой батарею желательно согреть — ей будет легче отдавать требуемый ток.

4. Если подобная неприятность застигла вас в дороге (например, помер генератор), то греть АКБ бесполезно: она в подкапотном пространстве и так нагрелась. Другое дело, если АКБ установлена на улице (на раме грузовика) или, скажем, в багажнике — в таких случаях нагрев может помочь.

5. Если батарея разрядилась в пути, а вы это обнаружили после того, как заглушили мотор, попробуйте выждать хотя бы полчаса, отключив от АКБ все потребители. Есть шанс, что она немного «самовосстановится», как и подобает химическому источнику энергии. Возможно, этого хватит для пуска мотора. То же самое нужно предпринять, если вы обнаружили после нескольких часов стоянки включенные мощные потребители, например, фары с габаритными огнями. Обнулите нагрузку, и батарея может ожить даже без нагрева.

6. Не забывайте, что «зимний» запас хода при неисправном генераторе гораздо меньше «летнего». Надписи на этикетках, обещающие 100 и более минут беспроблемной езды, зимой превращаются в 29 минут для обычной батареи с жидким электролитом и в 55 минут для батареи AGM.

Источник: www.zr.ru

Метки:: , , , , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

При равной цене какой аккумулятор Вы бы поставили на свой японский автомобиль (1 вариант ответа)?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!