Как проверить аккумулятор мультиметром

Аккумулятор нужен прежде всего для того, чтобы запустить двигатель автомобиля. Разряженная батарея просто не позволит этого сделать, и запланированная поездка может внезапно сорваться. Избавит от неприятных сюрпризов своевременная и периодическая диагностика. Как проверить аккумулятор мультиметром — самым доступным для автовладельца инструментом? К счастью, ничего сложного в этом нет, и вы сможете сделать это самостоятельно, если изучите наш гид.

Зачем проверять аккумулятор

По состоянию АКБ в автомобиле можно сделать выводы не только об исправности самой батареи. Если аккумулятор быстро разряжается, это может свидетельствовать о замыканиях в электрике. Если не дозаряжается — наверное, что-то не так с генератором.

Иными словами, периодически проверять состояние АКБ очень полезно. Для этого достаточно лишь правильно померить её параметры. На сервисе это могут делать специальными приборами: тестером, нагрузочной вилкой и так далее. Обычный владелец автомобиля может провести базовую диагностику с помощью мультиметра. Важно лишь правильно интерпретировать измерение и не повредить сам мультиметр.

Как визуально проверить аккумулятор

Прежде чем приступать к инструментальной оценке, автомобильный аккумулятор стоит осмотреть на предмет целостности корпуса, наличия потёков и загрязнений, а также проверить состояние клемм: нет ли на них грязи и окислов.

Для более эффективной визуальной проверки лучше всего снять батарею со своего места, извлечь её из-под капота и, надёжно установив на плоской поверхности, оценить со всех сторон. Проверять нужно наличие трещин или любых других повреждений, потёков и разводов. Кроме того, должно насторожить изменение формы корпуса — если есть вздутия, они указывают на явные проблемы батареи.

Убедитесь, что исправно крепление аккумулятора, которое не даёт ему во время движения перемещаться в подкапотном пространстве. Естественно, кроме самого аккумулятора важно состояние подводимых к нему кабелей — на них не должно быть видимых повреждений, а их крепления должны быть надёжными и без окислов.

Если конструкция автомобиля не предусматривает закрытого отделения для АКБ, а моторный отсек не очень хорошо защищён от дорожной грязи, то на батарее будет много пыли. Лучше периодически протирать корпус обычной влажной тряпкой (не касаясь контактов), что позволит вовремя выявить повреждения.

Как проверить исправность аккумулятора мультиметром

После визуальной оценки батареи необходимо провести её простую инструментальную проверку. Можно обойтись без сложного диагностического оборудования, достаточно мультиметра, который будет нелишним в хозяйстве каждого водителя. Устройство сочетает в себе возможности вольтметра, амперметра и омметра, а также функцию измерения электрической цепи (так называемая прозвонка) — всё это входит в базовый набор возможностей каждого мультиметра.

Мультиметр может работать в нескольких режимах:

  • ACV (измерение переменного напряжения);
  • DCV (измерение постоянного напряжения);
  • DCA (измерение постоянного тока);
  • Ω (измерение электрического сопротивления).

Щупы мультиметра подключаются к выводам аккумулятора: красный — к плюсовой клемме, а чёрный — к минусовой. Если щупы одного цвета, у них должна быть маркировка («+» и «-»). Соответственно, соединяем плюс с плюсом, минус с минусом.

Если у вас не самый простой и дешёвый аккумулятор, то часть параметров можно оценить и без мультиметра. Ряд производителей оснащает свои продвинутые батареи встроенными индикаторами заряда, которые позволяют получить необходимую информацию невооружённым глазом без дополнительного инструментария, но и без достаточной точности. Качественная проверка аккумулятора всё-таки подразумевает использование мультиметра.

Но можно ли проверить аккумулятор мультиметром по всем параметрам? Нет, поскольку оценка плотности электролита в обслуживаемых батареях, например, потребует наличия ареометра. И нужна ли вообще проверка автомобильного аккумулятора мультиметром, если штатный бортовой компьютер машины может выдать массу необходимой информации, включая данные об аккумуляторе и электрике? На самом деле регулярная проверка аккумулятора тестером обязательна — она точнее, чем данные борткомпьютера, которые лучше использовать в качестве ориентира. Если они вызывают у вас опасения или тем более, если на панели приборов загорелась сигнальная лампа неисправности, то стоит проверить АКБ мультиметром и получить исчерпывающие данные о состоянии батареи и автоэлектрики.

Какие параметры аккумулятора можно проверить

Если понять, как проверить аккумулятор на работоспособность мультиметром, то прибор покажет данные о ёмкости, напряжении и степени зарядки батареи. Проверка АКБ тестером — операция несложная, но требующая соблюдения определённого порядка действий, чтобы не сломать само устройство и не нанести вред автомобилю.

Замер аккумулятора автомобиля мультиметром для оценки ёмкости батареи потребует помимо самого мультиметра и аккумулятора ещё и нагрузки. Её роль может сыграть, например, лампочка на 40 Вт (и конечно, напряжением 12 В). Вот как измерить ёмкость автомобильного аккумулятора мультиметром под нагрузкой:

  • отключите аккумулятор от генератора (снимите «плюсовую» клемму);
  • подключите к нему нагрузку. Она должна быть не слишком мощной, но чувствительной для аккумулятора;
  • подождите около 3–5 минут;
  • отключите нагрузку и замерьте напряжение мультиметром;
  • если оно больше 12,4 В, с батареей всё в порядке. Если меньше — она уже сильно изношена и плохо выдерживает нагрузку.

Под нагрузкой можно проверить и работу генератора, ведь именно он в итоге отвечает за параметры батареи при эксплуатации. Перед тем, как правильно измерить напряжение аккумулятора мультиметром, необходимо перевести мультиметр в режим измерения постоянного напряжения, а затем подключить щупы к клеммам батареи. При запущенном двигателе нормальным показателем считается диапазон от 13,5 до 14 В. Если проверка напряжения мультиметром на аккумуляторе выдаёт больше 14,2 В, это указывает на недозаряд батареи и работу генератора в усиленном режиме для снабжения всех бортовых электропотребителей. Когда измерение напряжения аккумулятора мультиметром показывает менее 13 В, это сигнализирует о проблемах с генератором и его невозможности зарядить аккумулятор до нужного уровня. В любой из этих ситуаций лучше отправиться в сервис, чтобы найти и устранить проблему в электрике.

Наконец, проверка АКБ мультиметром может показать уровень зарядки батареи. Для этого потребуется снять её с автомобиля и запастись терпением, поскольку придётся подождать около 6 часов, чтобы получить наиболее корректные показания. Предварительно мультиметр нужно перевести в режим измерения постоянного напряжения, выставить подходящее максимальное значение (обычно хватает 20 В), а затем подсоединить щупы прибора к клеммам батареи.

Исправная и полностью готовая к работе батарея на 12 вольт будет выдавать 12,7–13,2 В. Если при попытке измерить напряжение на аккумуляторе вы получаете значение ниже 12 В, лучше зарядить аккумулятор и повторить измерения. В ситуации, когда вольтаж ниже 11 В, батарея, скорее всего, неисправна и вряд ли удастся её реанимировать. Можно попытаться решить проблемы в сервисе, но с большой вероятностью понадобится новый аккумулятор.

Если вы наблюдаете частую разрядку батареи, то измерение аккумулятора мультиметром может помочь выявить утечку электроэнергии. В принципе, саморазряд — это явление нормальное и допустимое, но когда он превышает величину, указанную производителем аккумулятора в документации на АКБ, это может привести к проблемам.

Чтобы проверка автомобильного аккумулятора мультиметром позволила зафиксировать утечку тока, необходимо заглушить двигатель и отключить все «постоянные» потребители вроде мультимедийки и системы сигнализации. Через несколько минут снимите плюсовую клемму с аккумулятора и подключите к этой клемме и к плюсу АКБ щупы мультиметра, предварительного переведённого в режим измерения силы постоянного тока. Если прибор покажет больше 100 мА, нужно поискать, куда уходит ток.

Важно понимать, что для аккумуляторов допустимым значением саморазряда является от 50 до 80 миллиампер (мА), а средним нормальным показателем считается 60–70 мА. Именно столько уходит на то, чтобы питать блок управления двигателем, память мультимедийной системы, сигнализацию и другие элементы, требующие энергии даже при заглушенном двигателе.

Итак, совсем коротко

  • Периодически проводите визуальный осмотр аккумулятора на предмет повреждений корпуса, контролируйте состояние кабелей.
  • При необходимости используйте мультиметр для проверки ёмкости, напряжения и степени зарядки батареи.
  • Сверяйте полученные данные с нормативными показателями, указанными производителем аккумулятора или автопроизводителем.
  • При выявлении отклонений от нормы обратитесь в сервис, чтобы установить и устранить проблемы с электрикой или заменить АКБ.
  • Соблюдайте технику безопасности при работе с электрикой и особенно при работе в подкапотном пространстве с запущенным двигателем.

Источник: auto.ru/mag

________________________________________________________________________________

BATTERY-INDUSTRY.RU ВКонтакте
BATTERY-INDUSTRY.RU в Telegram

Метки:: , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

В каких случаях нужен термозащитный чехол автомобильного аккумулятора (1 вариант ответа):

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!